24-25 сентября в «Мегаспорте» прошли традиционные контрольные прокаты фигуристов сборной России. В этот раз благодаря Первому каналу ежегодное мероприятие стало ярким запоминающимся спортивным событием, как для зрителей на трибунах ледовой арены, так и для болельщиков, следивших за телетрансляциями. Выходу на лед каждого участника прокатов предшествовал видеоролик, представлявший спортсменов. Фигуристки в вечерних платьях, молодые люди в стильных костюмах с «бабочками» и галстуками, прически, макияж, свет софитов и красная ковровая дорожка – всё это добавляло уже, казалось бы, привычному, предсезонному показу новых программ особого блеска и шика, не умаляя спортивной составляющей. Все участники прокатов и каждый в отдельности, без исключения, вместе со своими тренерами, стали главными героями разворачивающегося действа. И это, вне сомнений, умножит интерес к одному из самых зрелищных видов спорта, сделав его в России еще популярнее.

О новых программах и своих учениках рассказали тренеры участников контрольных прокатов.

Виктория БУЦАЕВА – тренер, фигурист Алексей ЕРОХОВ:

-- Новые программы Алексею Ерохову поставил Евгений Власов. Мы сотрудничаем второй сезон и хорошо сработались. Программы, которые делает Женя, для Леши удобны. А это играет важную роль, поскольку мужское одиночное катание предполагает сложный контент.

ErohovVolhkova22

Для короткой программы мы взяли музыку из мюзикла «50 поцелуев» и  фильма «Мулен Руж». Произвольная -- «Нотр-Дам де Пари». И выбор именно этой музыки был неслучайным. На самом деле мы долго думали, что именно взять, потому что основной задачей было раскрыть фигуриста. Леша по натуре эмоциональный, но все эти эмоции спрятаны глубоко внутри. Он не всегда может выразить их в катании, передать то, что хотелось бы увидеть. Безусловно, при выборе музыки в приоритете было мнение спортсмена. Леша уже опытный фигурист, и общим решением мы пришли к такому выбору.

Леша очень много работает. В этом плане с ним легко, потому что он никогда не сделает меньше, чем требуется. Наоборот, даже больше. Алексея не надо мотивировать. Он знает, для чего тренируется, зачем. Повторю, наша основная задача на сезон стабильно катать программы, с тем контеном, который наработан. В произвольной программе Леша будет прыгать 4 четверных прыжка.

Мне бы хотелось, чтобы в этом сезоне Леша выглядел по-новому. И мы работаем над этим. У него всё есть. И он может раскрыться, при условии, что будут чистые прокаты. На таком фоне проще и эмоции показывать, -- объяснила тренер Виктория Буцаева.

Александр ВОЛКОВ, Мартина ДАЖЕНЭ – тренеры, фигурист Артем КОВАЛЕВ:

-- Готовились к сезону мы стандартно. Много работали. Тренировались на нашем катке «Арктика» в Новопеределкино. Это большой современный спортивный комплекс, где есть все условия.

KovalevVolkov

Короткую программу Артему мы не меняли, оставили «Японию» на музыку Сигэру Умэбаяси из мюзикла «Дом летающих кинжалов» и Keiichi Suzuki – O-Kagura. Артем хорошо в ней смотрится.

Произвольную до этого катали уже два сезона, поэтому поставили новую на саундтрек из фильма «Троя». Поставила моя супруга, тренер и хореограф нашей группы Мартина Даженэ.

В прошлом сезоне в короткой программе у Артема было два четверных прыжка, сальхов и тулуп. Сейчас в произвольной – три четверных, тулуп и два сальхова, плюс два акселя и флип тройной.

Артем впервые участвовал во взрослых контрольных прокатах. Правда, до этого он выступал на взрослом чемпионате России, других турнирах, а в этом сезоне переходит в мастера, -- рассказал тренер Александр Волков.

Кирилл ДАВЫДЕНКО – тренер, Денис ЛУНИН – хореограф, фигурист Андрей МОЗАЛЁВ:

-- Меня знают как меломана, я люблю очень разную музыку, от классики до авангарда, известные рок-группы, в частности, «Led Zeppelin». На тренировках всегда включаю те ли иные композиции, которые мне нравятся, которые нахожу.

LuninDavydenkoPP22

Перед началом сезона у меня появилась идея, а почему бы не попробовать для новой программы Андрея одну из песен «Led Zeppelin», которую я часто ставлю на тренировках? «В таком стиле, - говорю, - ты еще не катался, а спортсмену нужно раскрывать себя со всех сторон». Андрей кивнул, дома послушал другие альбомы группы и предложил свой вариант, который понравился. И мы соединили две части – «I Can’t Quit You Baby» и «Kashmir». Первая понравилась Андрею, и вторую предложил я.

Совершенно точно, в таком стиле Андрей еще не катался. Легко ли ему было осваивать новую манеру? Об этом лучше спросить его самого. Но в любом случае, думаю, работать Андрею интересно. В нашей группе сильный хореограф и прекрасный постановщик – Денис Сергеевич Лунин и Игорь Александрович Кощеев. Естественно, перед началом постановочной работы я советовался с ними, реально ли вытащить из спортсмена то, что он еще не катал и не показывал? И они ответили, да. Так появилась новая короткая программа под композиции «Led Zeppelin».

MosalevRuka

А с произвольной, вообще, была смешная история. Каждое утро, собираясь на работу, я включаю одну интернет-радиостанцию - мне нравится их минималистическая музыка. И вот как-то, находясь в ванной, слышу интересную композицию. Думаю, ну ладно, потом запишу название, музыку часто повторяют. Проходит несколько дней, я в душе, и опять заиграла эта композиция. Я бегом из ванной, записать название. Думаю, это точно знак. Клянусь, так и было. Приношу музыку на лед, включаю, говорю: «Ребята, давайте-ка послушаем». И она как-то сразу всем зашла.

Оригинальная музыкальная версия достаточно долгая. Но тем же вечером Денис Лунин ее «порезал», сделал черновой вариант. Вот так была найдена музыка из альбома «Кербер» Яна Тирсена для произвольной программы Андрея.

Она понравилась постановщикам программы Илье Авербуху и Елене Масленниковой. Елена Станиславовна придумала сюжет – с рукой, которая якобы начинает жить собственной жизнью, но затем всё это оказывается сном. Когда программа ставилась, Денис Лунин помогал с «ногами», потому что он очень хорошо знает Андрея, чувствует, что ему удобно «под ногу», что нет. Ну а после программу отрабатывали с хореографом Игорем Кощеевым…

MosalevRed22

В Москве на прокатах мы планировали показать новые программы в том виде, в каком будем катать на соревнованиях сезона. В Петербурге Андрей по глупости, считаю, упал с 4-го тулупа в короткой. Он был в состоянии эту программу прокатать. Безусловно, в начале сезона не всегда всё получается сразу. Но для меня это не аргумент, чтобы в дальнейшем облегчать контент. Если что-то не удается, ничего страшного. На прокатах ведь важно, чтобы спортсмен учился, как подходить к соревнованиям, понимал, как «раскладывать» свои силы, настраиваться психологически и физически на старт. Это всё опыт. А где получать такой опыт? Только на соревнованиях.

Нынешний сезон стартует позже обычного. Но это не повлияло на наш привычный график подготовки. Помимо контрольных прокатов сборной Санкт-Петербурга и прокатов в Москве, мы часто организуем контрольные прокаты внутри нашей группы. Всё как на соревнованиях -- с жеребьевкой, 6-минутной разминкой. Приглашаем судей, технических специалистов, руководство нашей Академии, даже СМИ.

MenRed6

Пытаемся смоделировать обстановку, приближенную к стартам, чтобы молодые спортсмены учились, набирались опыта. Подобные контрольные прокаты проводим почти каждую неделю. Правда, не всегда удается много специалистов собрать. Но мы всегда рады, если к нам приходят судьи, коллеги, подсказывают и делают замечания. Это только приветствуется.

Конечно, на прокатах спортсменам не выставляются оценки, не разыгрываются места, тем не менее, всё это мобилизует и мотивирует участников. А на прокатах сборной России всегда полные трибуны, ажиотаж, трансляции Первого канала, внимание СМИ, и для спортсменов – это еще какие соревнования, фактически первые старты…

В этом сезоне у наших фигуристов не будет международных турниров. Но Федерация фигурного катания России проводит огромную работу. Объявленные призовые на российских Гран-при и чемпионатах страны, новые турниры, поддержка ФФККР и федерации Санкт-Петербурга, внимание телевидения и прессы – это веские аргументы, чтобы спортсмены не теряли мотивацию, продолжали работать.

GumennikPP22

В России много сильных фигуристов, есть с кем конкурировать. Непростые времена, которые мы все сейчас переживаем, покажут, кто по-настоящему любит свое дело, кто является фанатом в хорошем смысле слова, кто не сойдет со своего пути.

Количество желающих заниматься фигурным катанием не уменьшается. Желающих приходит много, поэтому, не думаю, что уровень российского фигурного катания снизится. Русский народ ведь никогда не отступает, и несмотря ни на что, мы будем продолжать работать и растить спортсменов. У нас много талантливых детей с горящими глазами, много тренеров, которые преданы делу и вкладываются всей душой. А если тренер заряжен, то и ученики будут заряжаться. У нас огромный потенциал, и я верю в лучшее, -- рассказал тренер Кирилл Давыденко.

Вероника ДАЙНЕКО – тренер, фигурист Петр ГУМЕННИК:

-- После прошлого сезона Петя мало отдыхал, всего неделю. Мы провели хороший тренировочный сбор в Новогорске. Затем отправились в «Сириус», в Сочи. В общем, планомерно готовились всё лето.

DainekoPP22

К сезону Петя готов. Отдельно он все прыжки собирает. Однако первые прокаты у него часто нестабильные. Мы пытаемся от этого избавиться, и мне самой не нравится сложившаяся практика. Но Петя – максималист, он сразу замахивается на самое большое, и меньшего ему не надо. Останавливать спортсмена в его стремлении, наверное, нет смысла. Если он ставит такую высокую планку, то рано или поздно достигнет ее. В этом, на мой взгляд, проявляется мужской характер.

Новые программы поставил Николай Морозов. Петя ездил на постановку к нему в Новогорск. Музыку для программ предложил Николай. Позже на сборе в Сочи в работе над программами помогала Елена Анатольевна Чайковская. Ей показалось, что в музыке недостает динамики, выразительности, и она добавила музыкальные нюансы. Когда на тренировку Елена Анатольевна принесла свой музыкальный вариант для короткой программы, мы, если честно, не узнали композицию «Dawn of Faith».

GumennikRed22

Надо сказать, Чайковская много работала с Петей и над произвольной -- «Аранхуэзский концерт» (Il Divo/Джон Уильямс и Луи Фремо – En Aranjuez Con Tu Amor). Все руки в этой программе ставила она. Конечно, затем мы дорабатывали новые программы в Петербурге, с Тамарой Николаевной Москвиной, Николаем Морошкиным. Подключались солисты театра Бориса Эйфмана Татьяна Кузьмина и Артур Галичанин. И работа будет продолжаться.

В связи с поступлением Пети в ИТМО сезон предстоит нам сложный. Самое главное для Пети сейчас – найти баланс между физическим и психологическим состоянием.  Институт он выбрал серьезный, надо много заниматься, учиться. И очень важно, чтобы Петя давал себе возможность отдыхать и восстанавливаться. Смена деятельности, даже если чередовать умственные и физические нагрузки, – это не совсем отдых, если речь идет о занятиях большим спортом.

Но Петя – уникальный человек. Ему надо быть лучшим и в учебе, овладевать профессией, и в спорте все четверные прыгать, быть на высоте. Он всегда был такой. Режим работы мальчик придумал себе нехилый. Но я всегда иду ему навстречу, -- прокомментировала тренер Вероника Дайнеко.

Сергей ДОБРОСКОКОВ, Виктория ШЛЯХОВА – тренеры, Екатерина ДМИТРИЕВА – хореограф,

спортивная пара Наталья ХАБИБУЛЛИНА – Илья КНЯЖУК:

-- Этот сезон Наташа с Ильей начинают на взрослом уровне. Естественно, другие требования, другое отношение к тренировкам -- всё другое.

HabibullinaKnyazukSP

Пока им сложно переключиться, потому что они были лидерами в юниорах, чувствовали себя очень комфортно в этой среде, а тут надо всё доказывать заново. Одними прыжками и выбросами не отделаешься, нужно катание взрослое. И ребята стараются.

Короткую программу на музыку из мюзикла «Маска» мы не меняли. Произвольная – новая. Ребята сами предложили «Аве Мария» -- поддерживают свой романтический стиль, который начали с «Ромео и Джульетты». Этот стиль им подходит. Между собой у них трепетные отношения. Они это и в программе стараются выразить. Хибибуллина – Княжук, скажем так, проводники романтического стиля в парном катании. Мне нравится, как всё у них складывается.

KOM 1494

Романтический стиль им помогает раскрыть наш хореограф Екатерина Дмитриева. Над техникой работает и очень успешно тренер Виктория Шляхова. Елена Анатольевна Чайковская тоже приложила руку к этой программе. Она подключила хореографа-постановщика из Петербурга, из «Мариинки» – Дмитрия Пимонова, когда мы вместе были на сборе в «Сириусе». Произвольную мы до сих пор дорабатываем, потому что когда катаешь всю программу с элементами, постоянно что-то корректируется.

По прыжкам. В этом сезоне будем показывать каскад – тройной лутц и два двойных акселя. В прошлом сезоне ребята делали в произвольной каскад тройной лутц + ойлер + тройной сальхов и параллельный тройной ритбергер. Насколько я знаю, из юниоров эти элементы пока не делает никто, так что в определенном смысле мы первопроходцы, -- рассказал тренер Сергей Доброскоков.

Ирина ЖУК, Алексей ГОРШКОВ, Александр СВИНИН – тренеры, танцевальные дуэты Аннабель МОРОЗОВ – Девид НАРИЖНЫЙ, Елизавета ПАСЕЧНИК – Максим НЕКРАСОВ, Ирина ХАВРОНИНА – Дарио ЧИРИЗАНО:

-- В контрольных прокатах должны были участвовать три наши пары, но за день до прокатов, на тренировке, на сходе с поддержки Аннабель дернула связку ноги и после обследования и консультации с врачами, было решено не рисковать, пройти курс лечения, поэтому ребята снялись с прокатов.

MorosovNaryzhnyi

Тем не менее, поскольку стартует новый сезон, я расскажу о программах всех трех дуэтов. Программы получились очень разноплановыми. Начну с Девида и Аннабель.

Идеи и постановки Николая Морозова -- нам нравится, что получилось. Есть кое-какие места, которые требуют доработки, но мы очень довольны работой ребят. Они достаточно быстро скатались. Очень прибавил Девид. Аннабель до момента, как они встали в пару, уже каталась по взрослым на высоком уровне. Когда ребята вернулись из Америки, где готовились почти месяц, мы оценили объем проделанной работы. Мы постоянно были на связи, координировали наши действия, -- говорит тренер Александр Свинин.

-- Произвольный танец у Аннабель и Девида «Лунная соната» в современной обработке. Ритм-танец -- яркая зажигательная латина. Ребята очень пересмотрели шоу, балетные постановки. Брали уроки танцев. Девид очень «растенцевался». Видно, что ему это нравится. Нравится кататься, нравится кататься в паре с Аннабель. У них огонь горит в глазах, и это самое главное, -- добавляет Ирина Жук.

PasehnikNekrasovRD

-- Лиза Пасечник и Макс Некрасов дебютируют на контрольных прокатах в паре. Новые программы – наше коллективное творчество. Дорожки всем нашим парам креативил Николай Морозов, -- говорит Алексей Горшков.

-- В работе с ритмическими танцами ребятам помогала наша бальница Ирина Шалыгина. Ну и вместе реализовывали наши общие идеи, замыслы. Каждый тренер предлагал по 20 вариантов дорожек. Пытались сделать что-то необычное, -- поясняет Ирина Жук.

-- Ставить программы Лизе и Максу начали в конце сезона. Музыку для их произвольного танца (Dark Conscience; Mad World) нашли в Колином компьютере, а для ритмического (Daddy Yankee – Gasolina) в компьютере Саши Свинина. В компьютерном «банке» каждого тренера, который постоянно пополняется, много всего. Так и получилось с программами для дуэта.

Либретто произвольного танца до конца еще не продумано. Макс – главный герой, Лиза – его душа. Пока так, лаконично, -- говорит Алексей Горшков.

HavroninaChirisanoRD

-- Работают ребята очень хорошо. Прогресс очевиден. Катание мощное, амплитудное, на дугах, -- добавляет Ирина Жук.

-- Редко так бывает -- встали в пару и поехали. У Лизы с Максом именно так произошло. Обычно партнерам притираться надо долго, а они сложились как части паззла.

Ире Хаврониной и Дарику Чиризано мы также поставили две программы. Произвольная «Cold Song» и «Времена года» Вивальди, где он изображает Холод, она – Тепло. На протяжении всей программы они выясняют, кто обладает большой силой. В итоге он побеждает. Как сказал Дарик: замораживает ее. Такая «холодная песня» обо всём, что связано с холодом, зимой и льдом.

Короткий танец (Мишель Брусе, Морис Риш, и Ролан Жиро – Dites, ça vous dirait... avec moi?) постарались сделать совершенно другим. Мы считаем, у всех трех пар программы получились очень разные. Мы не знаем, какая «сработает» лучше, но наше главное достижение: у каждого дуэта есть свое лицо, -- говорит Алексей Горшков.

ZukSviniGorshkov

-- Мы считаем, в танцах нельзя работать под копирку. Каждая пара индивидуальна, и в этом ее ценность, в этом весь кайф. Если мы посмотрим историю фигурного катания, то запоминаются спортсмены и пары, которые выделялись своей индивидуальностью и отличались от остальных. Мы будем пытаться это развивать, а дальше сезон покажет, -- говорит Александр Свинин.

-- У всех трех наших пар, на мой взгляд, есть преимущество в том, что они наработали довольно солидную «базу». И при необходимости мы можем быстро что-то поменять в элементах, связках, прочем и двигаться дальше, -- говорит Алексей Горшков.

-- Сами ребята к этому готовы и привыкли, -- подытожила Ирина Жук.

Александр ЖУЛИН, Петр ДУРНЕВ – тренеры, Сергей ПЕТУХОВ – хореограф,

танцевальные пары Елизавета ШАНАЕВА – Павел ДРОЗД, Софья ТЮТЮНИНА – Андрей БАГИН:

-- Обе пары вновь сложившиеся. Я доволен прогрессом, которого достигли ребята за несколько месяцев. Оба дуэта довольно-таки быстро сработались. Естественно, какое-то время ушло на скатывание, поэтому другие пары, которые вместе катаются дольше, имеют некоторое преимущество, но мы постараемся его снивелировать. Обе пары выглядят хорошо. У меня с ними связаны очень большие надежды.

ZhulinK

Новые программы мы делали с Сергеем Петуховым. Ритм-танец Тютюниной – Багина поставлен на композицию River – Ibeyi. Для произвольного взяли Второй концерт Сергея Рахманинова. Я уже рассказывал, что Андрей еще в прошлом сезоне очень хотел программу под Рахманинова, но вынужден был отказаться от идеи, потому что Рахманинова выбрали Вика с Никитой. Поэтому в конце сезона я сказал: «Андрей, мечты должны сбываться». К тому же, я много раз повторял, что обожаю Рахманинова.

Произвольная программа Лизы с Павлом -- «Шехерезада» Римского-Корсакова. Когда ребята предложили эту тему, наши идеи совпали. Я видел их в этой программе. Кстати, один из вариантов костюмов для произвольного танца напоминает классические балетные к «Шехерезаде» из «Русских сезонов» Дягилева. В «Мегаспорте» ребята катались в других. Решаем, что лучше. Мне кажется, все четыре постановки достаточно удачные. Посмотрим, как пары проявят себя.

Наши олимпийские призеры Вика Синицина и Никита Кацалапов взяли перерыв на полсезона. 2 октября у ребят свадьба. А дальше разберутся, -- прокомментировал тренер Александр Жулин.

Федор КЛИМОВ, Дмитрий САВИН – тренеры, спортивная пара Карина АКОПОВА – Никита РАХМАНИН:

-- Обе программы Карине и Никите были поставлены еще весной. Постановщик Никита Михайлов. С ним мы работаем достаточно давно, с того момента, как ребята встали в пару. Кстати, мы были первыми из парников, кому Никита сделал программу.

AkopovaRahmaninSP

Какие-то специфические парные вещи мы добавляем в программы сами, с нашими специалистами, хореографом Софьей Евдокимовой. Соня привносит «танцевальность», предлагает интересные идеи.

Произвольная у ребят «Come Together» и «Oh Darling», но не в оригинальном исполнении группы «The Beatles», а в обработке, кавер-версия. В короткой они предстают в образе веселых зомби -- Tito & Tarantula – «After Dark» и Big Bad Voodoo Daddy – «Diga Diga Do». Довольно-таки живая программа получилась. Сначала мы думали о постановке в джазовом стиле, но это оказалось непросто, как в плане подбора музыки, так и исполнения на льду. И Никита Михайлов пришел с идеей сделать шуточную короткую программу. Это показалось интересным.

В этом году нам было сложнее с выбором музыки, так как прошлогодние программы ребят получились удачными. Особенно произвольная -- в стиле диско 80-х. Поэтому, с одной стороны, не хотелось повторяться, с другой – хотелось сделать не хуже.

KOM 9148

Что касается контента программ и вообще прогресса парного катания, то я согласен с Тамарой Николаевной Москвиной: чтобы развивать этот вид, нужно овладевать ультра-си, двигаться в этом направлении. У нас аналогичные планы и идеи. С Кариной и Никитой пытаемся работать над четверной подкруткой, но пока определенно говорить об этом рано. На лед ее еще не «выносили», работаем на полу. Попробовали новый тодес – вперед наружу, который редко исполняется. Работаем над новыми прыжками.

Но этот процесс идет не так быстро, поскольку сталкиваемся с определенными проблемами, в виде травм и прочего. Но все мы настроены продолжать, -- рассказал тренер Федор Климов.

Анжелика КРЫЛОВА – тренер, танцевальный дуэт Василиса КАГАНОВСКАЯ – Валерий АНГЕЛОПОЛ:

-- Валера с Василисой дебютируют на взрослых прокатах. Теоретически они могли еще два года выступать по юниорам, но, учитывая сложившиеся обстоятельства, то, что мы не можем участвовать в международных турнирах, приняли общее решение перейти в мастера. Это добавит спортсменам мотивации, да и чем раньше начнешь, тем больше времени будет на адаптацию на взрослом уровне. Ребята сами очень хотели переходить. Без их желания сложнее было бы это сделать. Ребята стараются, работают. Они молодцы. Конечно, много есть того, что нужно исправить, но всему своё время.AngelopolKaganovskayaKrylovasal

Постановку новых программ мы начали в мае, когда закончили сезон. Конец сезона получался смазанным, от юниорского чемпионата мира нас отстранили, и чтобы не уходить в таком настроении, не делать большой перерыв между стартами, мы решили поехать и выступить по мастерам. Ребята удачно откатались, выполнили мастерский разряд. Это было хорошо для них.

Я долго думала над идеями новых программ, выбором музыки, потому что в прошлом году программы получились яркие, судьям и критикам нравились. Но нам хотелось немного выйти из привычного образа – романтического, легкого, воздушного. Придумать что-то другое, но при этом сохранить индивидуальность: мужественный образ Валеры и утонченный Василисы.

Я перебрала много музыкальных вариантов. Слушала классику, современные песни, медленные, быстрые, и те, что весь Монреаль катает. Первоначально склонялась к композициям в эпическом стиле, мощным. Но «стиль эпик» достаточно жесткий, и я еще раз переслушала Вангелиса, его саундтреки к фильму «Александр». Решила попробовать. Выбрала незаезженные отрывки, которые еще никто не катал. Программа получилась разноплановой, интересной и физически сложной.

KaganovskayaAngelopolPP22

Мы начали ее накатывать в июне. До отпуска обе программы в принципе были готовы. Потом, естественно, немного их переделывали, но это нормально. Я люблю ставить программы пораньше,  чтобы по возращении из отпуска сразу начать работать, потому что пока раскатаешься, пока посмотрят специалисты, времени остается мало.

Ставила программы сама. Максим Ставицкий помогал нам в мае месяце, когда у него появилось свободное время. Он очень занят в телепроектах. Конечно, я благодарна Максу за его идеи, советы. Но основную работу – выбор музыки, образов, каркасы программ и все последующее – делали сами.

Естественно, ребята волновались на прокатах. Быть в основной команде – большая ответственность, но им это надо. Им нужен этот переломный шаг. Им надо кататься с взрослыми парами, надо учиться. Считаю, наше решение о переходе было правильным, федерация нас поддержала, -- рассказала тренер Анжелика Крылова.

Алексей МИШИН, Татьяна ПРОКОФЬЕВА – тренеры,

фигуристы -- Елизавета ТУКТАМЫШЕВА, Михаил КОЛЯДА, Евгений СЕМЕНЕНКО и Глеб ЛУТФУЛЛИН:

-- На прокатах в «Мегаспорте» нашу группу представляли Лиза Туктамышева, Миша Коляда, Евгений Семененко и Глеб Лутфуллин, -- говорит Алексей Николаевич Мишин. -- Решение о том, что Женя Семененко поедет и выступит в Москве, мы приняли перед прокатами. Дело в том, что в конце лета на сборе в Куршевеле во время показательных выступлений Женя неудачно упал на колено, но вида не показал, докатал программу до конца, и только потом стало понятно, что случилось. Когда он вышел со льда, то все увидели: нога у него никакая. Я спросил: «Почему ж ты сразу не остановился? Ты же после травмы». А он в ответ: «Я не хочу, чтобы люди видели, как меня уносят на носилках с катка. Я никогда больше этого не допущу».

SemenenkoSP

Это говорит о Жене как о личности и достойно уважения…

К постановке новых программ для Жени мы приступили сразу после Олимпиады. Музыку для короткой – «Адажио» Альбинони предложил я, поставил программу Адам Соля. После Олимпийских игр в Пекине он приезжал к нам в Петербург. Дебютный показ этой программы состоялся на Кубке Первого канала в Саранске.

Для новой произвольной Женя сам предложил композицию группы ТХТ «Good boy gone bad». Этот выбор одобрил постановщик Илья Авербух, с которым Женя работал впервые. В этой программе есть несколько «отсылок» к официальному клипу группы.

Безусловно, программа ставилась Ильей Авербухом и дорабатывалась при участии специалиста балета Бориса Эйфмана Елизаветы Навиславской, а также нашего хореографа Татьяны Прокофьевой. Но поскольку музыка, идеи, хореографические задумки были предложены Женей, то авторство программы в основном принадлежит ему, -- рассказал Алексей Мишин.

ProkofievaMishinSP

-- Если говорить о других наших спортсменах, то начну с Миши, -- продолжает Татьяна Прокофьева. -- Тема его новой произвольной программы стала вырисовываться где-то в апреле. За свою спортивную карьеру Миша катал разнообразные программы, и когда встал вопрос о новой постановке, я ему сказала: «Давно не видела тебя в танго». Он согласился. Мы посоветовались с Алексеем Николаевичем. Мишин сказал, что идея с танго неплохая и приветствует ее. Начали искать музыку, но нам всегда хотелось, чтобы спортсмены тоже участвовали в музыкальном выборе, потому что важно понимать, что им нравится, что нет. Тем более, если речь идет о Мише, который очень тонко чувствует музыку, умеет ее передать.

И Миша предложил композицию Альфреда Шнитке «Танго в сумасшедшем доме». Я очень люблю это произведение. Его брали фигуристы, но не так часто. И хотя музыка несколько философичная, я восприняла ее позитивно. Алексей Николаевич и постановщик Илья Авербух одобрили выбор.

LutfullinKolyadaSemenenko22

И как-то одно зацепилось за другое и пошло. Первые, скажем так, наброски программы, которую мы показали на показательных выступлениях в Игоре, затем на сборе в Куршевеле, на прокатах в Петербурге, получили позитивные отклики. В процессе постановки не возникало никаких «препятствий», сложностей -- всё как-то очень органично получалось. Но одно дело – постановка и творческий процесс работы над программой, а другое – стабильность и прогресс в прыжках. Всё это должно быть взаимосвязано. 

В этом сезоне сдвигается соревновательный период, чуть позже начинаются старты, поэтому разумно подготовиться и подходить к ним постепенно. Но даже по первым прокатам Миши можно определенно сказать: программа удалась.

Короткую мы пока оставили -- «Щелкунчик» Чайковского. Дальше посмотрим. Программа замечательная, всем она нравится. Миша много раз катал ее на показательных. Катал прекрасно, как по нотам. Таким было его выступление на прокатах в Петербурге.

TuktamyshevaFoto

Так что на данный момент у Миши эти две программы.  Акцент, естественно, делается на четверные, на то, чтобы он себя более уверенно чувствовал, уверенно всё исполнял. Посмотрим, может быть, со временем короткую программу поменяем. Появятся идеи, новая программа, как это случилось у Лизы.

Лиза Туктамышева. Лиза уже показала на прокатах в Петербурге новую короткую программу. Предыдущую, премьера которой состоялась в конце сезона на Кубке Первого канала, мы не планировали менять. Но на сборе в Куршавеле хореограф и тренер из Франции Адриен Тессен -- в свое время он очень выразительно катался, ставил Лизе показательный номер на композицию «Filling Good», и Алексею Николаевичу пришла идея сделать из него короткую программу.

Эта программа абсолютно Лизин стиль. Она ловко переняла новые для себя движения, и в этой программе очень заметна совершенно новая для нее двигательная канва. Мне это нравится. Лиза уже опытный и состоявшийся спортсмен. Ей можно ставить всё, что угодно, за исключением, пожалуй, «супер классики». Лиза - большой мастер, быстро схватывает все движения, ее тело уже настолько приучено ко всему, что работа с фигуристкой такого уровня превращается в удовольствие. Лиза чувствует себя в этой программе гармонично. Появилась и свежесть в катании, и интерес самой спортсменки. Это что-то новое и для нее, и для нас. Это прекрасно.

Tuktamysheva22

Для произвольной программы выбрали сочинение Игоря Крутого, его давно предлагал Илья Авербух, хотя первоначально была совсем другая идея. Лиза уже работала над произвольной программой на композицию Бхима Юнусова. Но, если честно, для меня та программа в чём-то была повтором уже пройденного. Мне казалось, в этой композиции сквозили депрессивные нотки. Лиза и сама не была в восторге от некоторых моментов, да и у Ильи Авербуха были сомнения относительно музыки. Поэтому решили взять другое, и вспомнили об «Одиночестве» Крутого. Это оказалось попаданием в точку.

Музыка Крутого раскрывает Лизу. Она в этой программе другая. Женственность, руки, чувственность, эмоциональность, выразительность… Наверное, чаще мы привыкли видеть Лизу в зажигательных образах, где-то даже провокационных, эпатажных, а тут она не похожа на себя. Ее катание выглядит глубоким и зрелым. Она изображает слепую девушку, ее ощущения, переживания, чувства… Мне кажется, в этой программе Лиза раскрывается как цветок, показывая лучшие качества женской натуры. Для меня в этой программе есть гармония, которую Лиза передает очень точно.

LutfullinRed22

Глеб Лутфуллин. Глебу мы поставили две новые программы. Для короткой программы я предложила «Smile». Глеб был в восторге от идеи, сразу ее подхватил. Сказал, что давно хотел такую «катательную» музыку и такую программу. Словом, всё сошлось.

На мой взгляд, раскрывая в каждом фигуристе его потенциал, не надо забывать об образовательном эффекте. И в новой короткой Глеб как раз демонстрирует эти качества – он мягко и легко скользит, выразительно обыгрывает элементы, выглядит очень харизматичным. Когда на сборе в Сочи мы показали программу Елене Анатольевне Чайковской, она поблагодарила за удачный выбор музыки, -- добавляет тренер Татьяна Прокофьева.

-- Произвольная Глеба -- «Однажды в Америке» - один из самых любимых моих фильмов, поэтому я предложил эту музыку и не ошибся. Поставлена программа в стиле Глеба, -- говорит тренер Алексей Мишин.

-- В свое время у Глеба был прекрасный номер на музыку из фильма «Ва-банк». Она дала ему толчок вперед, и, думаю, что в новой произвольной Глеб будет как в своей стихии. Видно, обе программы ему очень нравятся. Главное, теперь чисто катать, -- прокомментировала тренер Татьяна Прокофьева.

Тамара МОСКВИНА, Артур МИНЧУК – тренеры,

спортивные пары Анастасия МИШИНА – Александр ГАЛЛЯМОВ, Ясмина КАДЫРОВА – Валерий КОЛЕСОВ:

-- У фигуристов нашей группы, которые участвовали в Олимпиаде, не было резона пропускать сезон. Они молодые и только-только вышли на высокий уровень. Все понимают: останавливаться нельзя, надо идти вперед, даже несмотря на ситуацию с отстранением российских спортсменов от международных стартов. Если притормозить, то можно и не догнать соперников, которые не станут ждать: свято место пусто не бывает.

KOM 2101

Но в каком направлении двигаться? Перед началом сезона мы высказали спортсменам идеи, суть которых сводилась к тому, что надо не только отрабатывать те элементы, которые есть, но и учить новые. Например, очень деликатно готовить четверной выброс, пробовать четверную подкрутку, которую исполняли китайцы Суй - Хань, наши Тарасова - Морозов. Да, эти элементы сейчас стоят не так дорого, но если будет запас, то этим можно «козырять». В конце концов, четверные подкрутки и выбросы уже исполнялись на соревнованиях. Мои ученики Юко Кавагути – Александр Смирнов делали в программе два четверных выброса! В 1998 году Оксана Казакова – Артур Дмитриев сделали выброс четверной тулуп! Так почему бы сейчас не возобновить изучение этих ультра-си? Мне кажется, парное катание в последнее время подверглось стагнации, в связи с чем, мы и выработали свою стратегию и постараемся следовать ей.

PairsSalС таким прицелом выстраивали межсезонную подготовку. Решили, что наши пары будут эпизодически участвовать в показательных выступлениях, чтобы сосредоточиться на основных задачах -- усилить и обновить арсенал элементов, разучить новые, разнообразить поддержки, спуски, подходы к элементам и прочее, поставить интересные программы в новом стиле. Всё это требует времени, потому что помимо техники предполагает и творческую работу. Поэтому ребята пожертвовали несколькими предложениями участвовать в шоу, сделав акцент на главном.

Конечно, мы понимали, после олимпийского сезона спортсменам необходим длительный отдых. Олимпийский сезон, а до этого ковидный, Олимпиада, со всеми «отвлекающими» факторами -- сдачей тестов, ограничением в передвижении и прочем – всё это  создавало дополнительное напряжение. На протяжении своей тренерской карьеры я сталкивалась с разными ситуациями, когда нужно было быстро перестраиваться, менять планы и готовить спортсменов, а у ребят такого опыта не было, в их работе всё шло достаточно ровно и планомерно. Чтобы отойти от всех этих перипетий, мы предложили спортсменам даже отпуск дольше обычного – 4 недели вместо 2-3.

MishinaGallyamovSP

У Саши Бойковой и Димы Козловского, которые, к сожалению, не участвовали в контрольных прокатах в Москве, было больше времени, чтобы «остыть», психологически успокоиться после Олимпиады. Они раньше начали готовиться к сезону. Настя Мишина с Сашей Галлямовым после Игр участвовали во многих торжественных церемониях -- награждение, чествования и так далее, поэтому позже включились в работу.

Нам хотелось представить наши пары в новом свете, дать возможность спортсменам попробовать себя в разных жанрах, чтобы и у нас, и у них было больше понимания, какой стиль идет, какие программы более выигрышны. Мы приветствуем, когда ребята сами ищут музыку для программ. Понятно, что и мы подбираем варианты, исходя из предположений, что могут взять соперники, в какую сторону пойдут, какой стиль предпочтут. Ведь никому не хочется повторяться. Хочется подчеркивать свою индивидуальность.

MishinaGalljamovPP22

Постановочная работа началась с программ Саши Бойковой и Димы Козловского. Они сами предложили сделать новую короткую на музыку Рэя Чарльза «Hit The Road Jack». Дали мне послушать эту композицию, и мы вместе с Артуром Минчуком и Николаем Морошкиным согласились, что она подходит ребятам. Николай Морошкин поставил программу, и поскольку мы работаем вместе, то всегда есть возможность что-то скорректировать, улучшить.

Произвольная Бойковой – Козловского поставлена на саундтрек из американского фильма «Анна Каренина». Это было предложение Артура Минчука и Николая Морошкина, взять именно эту музыку, как наиболее выразительную. В процессе работы над программой, я убедилась в правильности выбора. Премьера новых программ планировалась в Москве, но из-за микротравмы партнера ребята вынуждены были сняться с контрольных прокатов. Мы желаем Диме здоровья и ждем ребят на стартах.

KadyrovaKolesovfoto

Если говорить о Насте Мишиной и Саше Галлямове, мы долго искали музыку, которая бы отражала характер пары, больше раскрывала ребят. Сначала определились с сочинением для произвольной программы, где соединили несколько музыкальных тем из хитов Элвиса Пресли. На эту мысль натолкнул показательный номер, где Саша изображает рок-звезду, а Настя его фанатку, и мы попробовали сделать программу в похожем ключе. В этом направлении начали искать музыку.

Я обратилась к тренерам Ирине Жук и Александру Свинину. Они приехали в Петербург и поставили произвольную программу. Затем мы ее дорабатывали и до сих пор дорабатываем. Работы много, не спешим, потому что многие движения для ребят совершенно новые. Хореографически оформить программу помогают хореографы театра Бориса Эйфмана Елена Кузьмина и Альберт Галичанин. В этой программе сделаем акцент на художественную составляющую, потому что элементы, которые ребята делают -- они делают их надежно, а вот придать новый характер катанию, освоить новый стиль, чтобы это было интересно, требует дополнительной тонкой и кропотливой работы.

KadyrovaBalhenkoPP22

Когда произвольная в общих чертах была готова, я стала думать о музыке для их короткой программы. Перебрала несколько вариантов и остановилась на Втором вальсе Дмитрия Шостаковича. Самое интересное, вскоре я получила письмо от известного и уважаемого мною специалиста, который, не зная о моем выборе, предложил свой вариант. Представьте, это оказался вальс Шостаковича!

Почему именно эта музыка в новой программе? Если честно, меня вдохновил концерт голландского дирижера и скрипача Андре Рё, где не только звучала гениальная классическая музыка, но и вальсировало несколько сотен пар. Это было фантастическое зрелище. Оркестранты своей игрой, энергетикой вовлекали слушателей, зрителей во всеобщий праздник вальса. Праздник воздушности, легкости и счастья. В музыке слышалась невероятная гамма звуков, чувств, ощущение полета, свободы! И я подумала: это то, что могут выразить Настя с Сашей. Увлечь зрителей своим танцем, приглашением к вальсу.

Надеюсь, поклонники фигурного катания со временем эту программу оценят.

KadyrovaKolesovSP

На прокатах в «Мегаспорте» дебютировала и наша новая пара Ясмина Кадырова – Валерий Колесов. Первые выступления – это всегда волнительно и непросто, но я хотела бы отметить, что тренер Артур Минчук за очень короткий период времени обучил недавно созданную пару всем премудростям парного катания высокого уровня. Ясмина и Валера катаются вместе с конца февраля. Для их короткой программы мы выбрали музыку Бизе «Кармен», произвольная -- «Who Wants To Live Forever». В любом случае, нужно катать их уверенно.

Очень скоро стартуют российские этапы Гран-при, в которых будут участвовать наши пары. Думаю, за этими соревнованиями будут пристально следить все поклонники фигурного катания. Несмотря ни на что, мы будем продолжать, будем работать и готовить наши дуэты к Олимпиаде 2026. Будем стараться удивлять и развивать наш вид спорта, -- прокомментировала тренер Тамара Николаевна Москвина.

Евгений ПЛЮЩЕНКО, Дмитрий МИХАЙЛОВ – тренеры, фигуристка Софья МУРАВЬЕВА:

-- По объективной причине постановка новых программ Соне Муравьевой началась позже обычного. В конце сезона спортсменка травмировалась, полтора месяца не каталась, что осложнило дальнейшую работу.

PlushenkoAlekseevMihailiv22

Музыку для программ выбрали не сразу, потому что я очень хотел, чтобы Соня больше раскрывалась. Фигуристка она талантливая, очень выразительная, артистичная, тонко чувствующая музыку.

Новую короткую программу сделали на композицию «Proud» (Tamara). Это личная история Сони. Произвольная - «A Time For Us», но не классический сюжет «Ромео и Джульетты», а переосмысленный нами по-новому.

В этом сезоне Соня дебютирует на уровне мастеров. Однако в декабре прошлого года Соня очень прилично выступила на взрослом чемпионате России в Петербурге, -- прокомментировал тренер Дмитрий Михайлов.

Сергей РОСЛЯКОВ – тренер, Бетина ПОПОВА – хореограф,

фигуристы Дарья ПАВЛЮЧЕНКО – Денис ХОДЫКИН:

-- После олимпийского цикла Даша с Денисом принимали решение, кататься дальше или нет. Взвесив все за и против, пришли к выводу, что продолжат, включаются. Все эти раздумья требовали времени, поэтому готовиться к сезону мы начали довольно поздно.

PopovaRoslyakov

Произвольную программу «Черный лебедь» оставили с прошлого сезона. Безусловно, она корректировалась, и что-то будет меняться в дальнейшем. По нашему общему мнению, ребята еще не до конца раскрылись в программе, и будем это делать в новом сезоне.

Новая короткая на песню Дана Соколова и Скруджи – «Индиго» -- совершенно современная, с попыткой немного поломать привычные стереотипы. Неклассические движения, нехарактерные жесты, интересные костюмы и сюжет о том, что люди не должны быть такими как все, потому что каждый человек индивидуален и должен оставаться самим собой.

Поставила программу наш хореограф Бетина Попова.

PavluhenkoHodykinSP

В этой программе нам хотелось представить Дашу с Денисом в новом амплуа. Как показали предыдущие сезоны, с технической «начинкой» у ребят всё в порядке. Хотелось бы больше стабильности и качественного исполнения элементов, которые надо довести до хорошего уровня. А вот работе над второй оценкой -- компонентам, артистизму, хореографии надо больше внимания уделять. Образно говоря, фундамент у нас есть, и теперь на нем нужно построить очень красивое здание, -- рассказал тренер Сергей Росляков.

Екатерина РУБЛЕВА, Иван ШЕФЕР -- тренеры, Сергей ПЛИШКИН – хореограф, танцевальная пара Александра КРАВЧЕНКО – Александр ШУСТИЦКИЙ:

-- Наша новая пара Александра Кравченко – Александр Шустицкий сформировалась недавно. Ребята присутствовали на сборе в Новогорске, но в прокатах не участвовали.

Катаются вместе они всего месяца три. Ставить им программы мы начали в июле, так что есть что накатывать. И потом, Сашу Шустицкого мы прекрасно знали, он тренировался в нашей группе, а Александра Кравченко -- новый человек. Мы не очень представляли, как спортсменка проявит себя в соревновательной обстановке. Однако на сборе в Новогорске, который предшествовал контрольным прокатам и который по своей атмосфере был приближен к соревнованиям, Саша очень неплохо показала себя, что стало приятным сюрпризом, -- говорит тренер Иван Шефер.

ShefferRublevaKravhenkoShustitskijPlishkin22

-- Времени на скатывания у ребят объективно было немного. Они постарались выжать максимум из того, чем на данный момент владеют. Можно сказать, что пара скатывалась в процессе постановочной работы. У ребят сразу сложились хорошие отношения. Оба уравновешенные, спокойные, рассудительные. С большим уважением и деликатностью относятся друг к другу.

В отличие от Саши Шустицкого, который участвовал в этапах юниорской серии Гран-при, других международных турнирах, Саша Кравченко еще не имеет такого опыта и начинает с чистого листа, -- добавляет тренер Екатерина Рублева.

-- Тем не менее работа над новыми программами шла на удивление легко. Сначала поставили ритм-танец. Помогала Настя Новожилова – специалист по бальным танцам нашей группы.

Композиции для их новой произвольной нашли во время сбора в Кисловодске, куда мы ездили с юниорами. Списались с Сашами в чате, отправили мелодию, она понравилась. И в тот же вечер я сел за компьютер, всё смонтировал и отправил ребятам. Но когда мы вернулись в Москву, то начали ставить сначала короткий танец, чтобы ребят подраскатать, чтобы они почувствовали друг друга. Затем переключились на произвольный.

Если вкратце пересказать сюжет произвольного танца – это продолжение истории прошлогодней программы Саши Шустицкого «Я покидаю тебя». Удивительно, но эта фраза стала пророческой. И первая часть новой программы о потере и о том, что жизнь продолжается. Она берет его за руку, поворачивает к себе и говорит: «Давай попробуем». И во второй части идет рассказ о взаимоотношениях, что они чувствуют друг друга, чувствуют в себе силы и признаются: «Мне нужна твоя помощь, а тебе моя. Вместе мы сможем. Мы победим!»

GlinkaRukavitsinMolotvPP22

Эта программа не то, чтобы автобиографическая. Просто когда  катаешь не абстрактную хореографию, а вкладываешь в это что-то свое, из пережитого, испытанного, то, может быть, это не всегда читаемо зрителями, но сам фигурист понимает и знает. Для него эта программа становится более понятной, и это придает катанию выразительность, -- говорит хореограф Сергей Плишкин.

-- В этом сезоне ребятам, как новой паре, надо постараться зарекомендовать себя. Для них многое будет в новинку и впервые. И даже для опытного вчерашнего юниора Саши Шустицкого – это первый сезон по мастерам. А в танцах на льду – юниорский и взрослый уровень – это как два разных вида спорта. Так что у ребят в сезоне будет двойной дебют, -- рассказала тренер Екатерина Рублева.

Евгений РУКАВИЦЫН – тренер, Ольга ГЛИНКА, Валентин МОЛОТОВ - хореографы,

фигуристы – Дмитрий АЛИЕВ, Артур ДАНИЕЛЯН, Макар ИГНАТОВ:

-- В контрольных прокатах участвуют три наших фигуриста – Дмитрий Алиев, Макар Игнатов и Артур Даниелян.

IgnatovAlievDanielyanblack22

У всех ребят новые программы. Произвольную «What a Wonderful World» Диме Алиеву поставил Никита Михайлов. Постановщики короткой программы «I Will Always Love You» в исполнении Chase Holfelder -- Ольга Глинка и Валентин Молотов. Обе программы немного нетипичные для Димы. В произвольной больше хореографических фишек. Она лирическая, но это не просто пластика, характерная для Димы, а что-то качественно иное. Программа насыщена хореографическими движениями, игровыми вещами. И в короткой, на мой взгляд, больше новизны, больше драйва, напористости и танцевальности. На прокатах в Петербурге Дима показал только короткую программу, так что в «Мегаспорте» была премьера произвольной.

Новые программы Макару Игнатову также поставил Никита Михайлов. Короткая -- «So Far», произвольная на музыку из фильма «Великий Гэтсби». Эти постановки немного отличаются от предыдущих программ. В них также есть интересные задумки.

IgnatovRed22

Почему мы обратились к Никите Михайлову? Знаете, всегда интересно учиться чему-то новому, развиваться. Мне нравится, что хореографы нашей группы разделяют такое мнение, относятся к нему с пониманием, профессионально, потому что это что-то новое и для них. Безусловно, в процессе работы над программами возникает множество нюансов. Естественно, наши хореографы прикладывают свою руку, и их участие в окончательном варианте программ велико, несмотря на то, что ставил программы другой постановщик. Я не вижу в этом никаких проблем. Считаю, это совершенно правильная практика.

В первый раз свои новые программы Макар показал на прокатах в Петербурге. Работа продолжается. Я не могу пожаловаться на нехватку у Макара мотивации или отсутствие желания -- работает он хорошо. Единственное, что мешает, нелепая ситуация с коньками, точнее ботинками. За лето пришлось поменять три пары. Пробуем новые варианты, возможно, выберем другую модель. Но тем, как работает и прогрессирует Макар, я доволен.

DanielyanPP22

Артур Даниелян перешел к нам не так давно. Мы успели сделать ему новые программы. Короткая «I Feel Like I’m Drowning», произвольная «Wyden Down» Riopy. На данный момент форма Артура не оптимальная, и по контенту показываем то, что можем. В новом коллективе, и спортсмену, и нам, тренерам, надо притереться друг к другу, и Артур старается.

Появление Артура к нас стало для меня полной неожиданностью. Естественно, мы думали, взвешивали, но решили, что его переход  даст дополнительный всплеск всей нашей взрослой группе, с точки зрения конкуренции, всего, что с этим связано. Небольшая встряска пойдет на пользу ребятам.

Приняли Артура хорошо, потому что у нас добрая атмосфера. Для меня очень важно, чтобы здоровая конкуренция не переходила в другие плоскости. И я всегда говорю об этом спортсменам. Да, на льду очень важно соперничество, борьба – это подстегивает. Но вне льда всё должно строиться на взаимном уважении.

Меня часто спрашивают, почему мы проводим совместные сборы с группой Светланы Владимировны Соколовской. Потому что у нее такое же видение: разбираемся на льду, вне льда – друзья. И многих спортсменов наших групп связывают не просто профессиональные, но и по-настоящему дружеские отношения.

MenBlack122

Что касается работы в целом, то мне нравится, что она прогнозируема. Нет крайностей – вроде и здорово получается, а потом бах – непонятный провал и как из этого выходить? Сейчас же работа понятна, прозрачна и прогнозируема. Всё идет спокойно, по нарастающей. Форму набираем, увеличиваем нагрузки.

Летом мы провели прекрасные сборы в Кисловодске и Ереване. Считаю, два выездных сбора – оптимальный вариант для подготовки в межсезонье. Почти месяц были в Кисловодске, две недели в Ереване. На сбор в Армению ездили впервые. Мы, тренеры, немного опасались, что этот сбор окажется немного сложным для спортсменов. Сложным в том смысле, что стояла невыносимая жара. Но наши ощущения, к счастью, не оправдались. Отзывы спортсменов об этом сборе оказались позитивными. На протяжении всех 14 дней светило яркое солнце, и, видимо, это солнечное настроение передалось, сказалось на работе. Сбор прошел как-то легко, без напряжения, -- рассказал тренер Евгений Рукавицын.

Денис САМОХИН, Олег СУДАКОВ – тренеры, Николай Никонов – хореограф,

танцевальная пара Елизавета ХУДАЙБЕРДИЕВА – Егор БАЗИН:

-- Работу над новыми программами мы начали с произвольного танца. В этот раз хотели отойти от драматургических постановок, которые были у Лизы с Егором последние два сезона.  Хотели показать элементы, катание, поэтому их новая программа «Sweet Dreams» -- смешение разных современных направлений.

HudaiberdievaBasinRD

Музыку для программы принесла Лиза. Они с Егором сами подобрали, предложили ее, и нам всем понравилось. Мы немного усилили центральную часть программы – добавили классического звучания, партию скрипки. Поставили программу довольно быстро. И по реакции зрителей в «Мегаспорте», приняли ее очень хорошо.

Короткую доделывали на сборе в Новогорске. Поставил ритм-танец наш хореограф Николай Никонов, помогала его супруга Анастасия, они разложили программу по ритмам, музыке, занимались с ребятами характерными движениями латиноамериканских танцев. Нам было важно попытаться показать в программе не бразильский карнавал, а именно латиноамериканские танцы, как это исполняют профессиональные бальники.

SamohinK

В основной части ритм-танца, с ча ча ча, мы поменяли музыку. Отказались от первоначальной темы «Sexbomb», взяли другую, поскольку у специалистов возникли вопросы.  Но у нас есть еще несколько вариантов, из чего выбирать – решим, -- сказал Денис Самохин.

-- Ребятам программы нравятся. И это главное. Когда программы нравятся, то и катаешься в удовольствие. Это лучше, чем недосказанность внутри себя. Ее сейчас не существует, -- добавил Олег Судаков.

-- Если подводить итоги прокатов, то процесс скатывания пары завершается. Лиза с Егором катаются третий год. Задача на сезон стать топовой парой и выигрывать, -- прокомментировал тренер Денис Самохин.

Павел СЛЮСАРЕНКО – тренер, спортивная пара Юлия АРТЕМЬЕВА – Алексей БРЮХАНОВ:

-- В августе Юля и Алексей дебютировали на юниорских прокатах в Новогорске, а в сентябре были приглашены на взрослые прокаты в «Мегаспорт». Они стали единственной парой, которая участвовала и в юниорских, и взрослых прокатах. Хотя ребята катаются в паре с июня. Приятно, что они произвели хорошее впечатление на судей, что пару заметили и отметили.

KOM 2065

Ребята нацелены на результат, очень мотивированы. У каждого за плечами определенный опыт. Но даже при всех этих слагаемых было сложно прогнозировать столь быстрый прогресс. За прошедшие четыре месяца они действительно проделали большую работу.

Их короткая программа поставлена на композицию «Mockingbird» -- Hazmat Modine, произвольная – «Lift Me Up» и «Natural Blues».

Обе программы поставил хореограф Сергей Плишкин, с которыми мы стали тесно сотрудничать, -- прокомментировал тренер Павел Слюсаренко.

Елена СОКОЛОВА – тренер, фигуристы Екатерина МИРОНОВА – Евгений УСТЕНКО:

-- Первый предсезонный сбор мы провели в Армении. Были там в мае. В этом помогла наша Федерация фигурного катания Санкт-Петербурга. Поставили на сборе короткую программу. Произвольная к тому моменту была почти готова. Естественно, еще не было полного понимания по элементам, какие поддержки, к примеру, оставим. Не было ясности в связи с изменениями в правилах, но макет программы был готов.

Sokolova

Музыку для новых программ подбирала Катя. И не просто выбирала, но сама монтировала, накладывала ритм на первую часть ритм-танца. Музыка для произвольного тоже её работа.

Программы ставили своими силами, при моем участии. Ритм-танец получился с неким налетом «old fashioned». Сюжетная линия программы – стилизованный светский раут. Мы намеренно ушли от бальных танцев, танцев на паркете. Идея была погрузить зрителей в романтичный латиноамериканский танец прошлых лет.

Произвольную программу сделали на музыку из фильма «Dune». Основная тема – история мужчины и женщины. Мы не стремились четко следовать сюжету фильма, да это невозможно. Наш рассказ о главном герое, оказавшемся в пустыне, его миражах, в которых появляется ОНА. Летом Катя даже подготовила небольшой «спойлер» программы. Мы как раз отдыхали в Эмиратах, и она там сделала фотографии. Кто понял, тот понял.

MironovaUstenkoRD

С музыкой для произвольной программы были определенные сложности, потому что она написана в одной тональности, а нам нужна была смена ритма, настроения, характера. Мы смонтировали свой вариант, использовали и наложили речевые фразы из фильма, которые осылали к сюжету. Мне кажется, получилось интересно.

Конечно, работы впереди очень много. Думаю, участие в прокатах даст паре определенный толчок. С танцами на льду в Петербурге дела обстоят не так успешно, как в Москве. Конкуренция не такая высокая, а для спортсменов важно тянуться за лидерами. В нашей группе, к примеру, тренируется несколько танцевальных пар. Две юниорские, одна взрослая, шесть маленьких. «Малыши» только начинают осваиваться, потому что на 80 процентов – это новые дуэты. Кто-то пришел к нам недавно, кто-то поменял партнеров внутри группы, потому что возраст такой, дети растут, внешне меняются. На лето уходят карапузиками, а возвращаются 33 богатыря, -- рассказала тренер Елена Соколова.

Светлана СОКОЛОВСКАЯ – тренер, фигуристы – Софья САМОДЕЛКИНА, Александр САМАРИН, Марк КОНДРАТЮК:

-- Все новые программы ребятам поставил Никита Михайлов.

SaharovaMihailovBiktagirovaSokolovskajaSP

У Сони короткая программа «Can’t Help Falling in Love» в исполнении Дианы Анкундиновой, произвольная – «Аве Мария». У Саши Самарина – короткая «A Sky Full of Stars», произвольная из мюзикла «Агенты А.Н.К.Л.». Для Марка выбрали композицию «What is Jazz» на короткую программу, для произвольной – мюзикл «Broken Wings».

Слава Богу, все живы, здоровы. Работаем дальше. Спортивную жизнь начинаем заново, -- кратко прокомментировала тренер Светлана Соколовская.

Филипп ТАРАСОВ – тренер, фигуристы Анастасия МУХОРТОВА – Дмитрий ЕВГЕНЬЕВ:

-- Летнюю подготовку мы начали на спортивной базе в Алексине, в Тульской области. Первоначально планировали ехать в «Сириус», но не получилось. Тогда я созвонился с федерацией, и Галина Петровна Голубкова помогла решить вопрос со сбором.  Затем уже тренировались и накатывали программы на своем катке «АПИА-арена» в Москве.

KOM 0754

Короткую программу Насте с Димой оставили прошлогоднюю («Мулен Руж»). Новую произвольную поставил Сергей Плишкин на композиции Элвиса Пресли. В большей степени выбор этой музыки – идея самих ребят, и я ее поддержал.

Обе программы дорабатываем с нашим новым хореографом из «Большого театра» Романом Андриенко. Кстати, он еще сам выступает на сцене, но почти каждый день находит время, приезжает к нам на тренировки. Роман быстро вникает в специфику работы в фигурном катании, и очень помогает ребятам в отработке программ.

Если говорить о новых элементах, за лето Настя с Димой выучили поддержку «лассо» 5-й группы. Раньше мы ее не умели делать. В обе программы вставили выброс – тройной лутц. Будем делать каскад из двух тройных сальховов. В прошлом сезоне мы показали его только на первенстве России, сейчас планируем на всех соревнованиях. В планах добавить тройной лутц в короткую программу.

На прокатах в Москве не получится показать всё, что хотелось бы. У Насти небольшая травма, решили не рисковать, спортсменку поберечь, -- рассказал тренер Филипп Тарасов.

Этери ТУТБЕРИДЗЕ, Даниил ГЛЕЙХЕНГАУЗ, Сергей ДУДАКОВ, Алексей ТИХОНОВ – тренеры,

фигуристы - Софья АКАТЬЕВА, Камила ВАЛИЕВА, Аделия ПЕТРОСЯН, Александра ТРУСОВА,

Евгения ТАРАСОВА – Владимир МОРОЗОВ:

KOM 0688 1

-- Задача на прокатах была показать программы, -- прокомментировал Даниил Глейхенгауз. -- Форма еще до конца не набрана, но всеми выступлениями, которые продемонстрировали наши девочки, мы довольны. Все молодцы.

К сожалению, у Саши Трусовой небольшая травма спины, поэтому она смогла прокатать только короткую программу, за что ей огромное спасибо. Мы готовы были ее снять вообще с прокатов, потому что у нее правда болела спина, и Саша практически не тренировалась.

-- Но Саша сама изъявила желание, ради болельщиков, выйти хотя бы на короткую программу. Наша спортивная пара – просто красавцы! Короткая программа удалась даже лучше, чем олимпийская. Она мощнее. Она меня трогает больше, -- добавила Этери Тутберидзе.

Музыка к программам:

Софья АкатьеваЭцио Боссо – Smiles For Y./Clouds, The mind on the (Re)Wind (КП), Cooperblack – Strike Strikes; The Cinematic Orchestra & The London Metropolitan Orchestra – Arrival of the Birds (ПП).

Камила ВалиеваХанс Циммер – Cornfield Chase/Tick-Tock (OST «Интерстеллар») (КП), Ludovico Einaudi, Federico Mecozzi & Redi Hasa – Low Mist Var. 1 (Day 5) (OST «Отец»); Martin Jacoby – Truman Sleeps (OST «Шоу Трумана»); Power-Haus & Christian Reindl – Obscura (ПП).

Аделия ПетросянБарбара Прави – Voilà (КП), Jun Miyake – The Locked Room; Кирилл Рихтер – Mechanisms (ПП).

Александра ТрусоваЭнни Леннокс – I Put A Spell On You (КП).

 Евгения Тарасова – Владимир Морозов – «Аве Мария» (Audiomachine) (КП), «Lighthouse» -- Патрик Уотсон (ПП).

Подготовила Ольга ЕРМОЛИНА

Фото Мария ЕВТЕЕВА, Юлия КОМАРОВА, Михаил ШАРОВ, Ольга ЕРМОЛИНА

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки