Конгресс Международного союза конькобежцев (ИСУ), состоявшийся летом в испанской Севилье, не стал рассматривать вопрос, внесенный Союзом конькобежцев Нидерландов о повышении нижней возрастной планки для фигуристов – участников взрослых соревнований ИСУ с 15 до 17 лет. Тема возникла незадолго до Конгресса в виде срочного предложения, однако большинство делегатов проголосовали против включения ее в повестку.

Тем не менее этот вопрос активно обсуждался в СМИ. Журнал «МФК» попробовал разобраться в сути, взяв за основу женское одиночное катание.

С момента первого чемпионата мира по фигурному катанию, который состоялся в Санкт-Петербурге в 1896 году, фигурное катание как вид спорта претерпело качественные изменения. Менялись правила, судейство, усложнялись, совершенствовались элементы, что предъявляло совсем иные требования, как к тренерам, готовившим спортсменов, так и к фигуристам.

15

На заре появления Международного союза конькобежцев (1892) вопрос о возрасте спортсменов был не столь актуален. Об этом заговорили гораздо позже, в середине 90-х годов ХХ века, когда фигурное катание стало стремительно омолаживаться. Чтобы разграничить юниорский и взрослый спорт, с 1996 года нижняя возрастная планка участников взрослых чемпионатов была поднята с 12 до 15 лет. При этом, правда, было уточнено, что это решение не распространяется на фигуристов, уже участвовавших в чемпионатах ИСУ. Именно это дополнение позволило 13-летней американке Таре Липински в 1997 году выступить на взрослом чемпионате мира и выиграть его -- годом ранее спортсменка уже участвовала в чемпионате мира. В 1998-м на Олимпийских играх в Нагано Тара Липински завоевала олимпийское золото.

До 2014 года ситуацию, сложившуюся в фигурном катании, можно назвать переходным периодом. Если на взрослые чемпионаты ИСУ допускались спортсмены с 15 лет, то в этапах взрослой серии Гран-при могли участвовать и те, кто не достиг этого возраста. В сезоне 2005/2006 японка Мао Асада дебютировала на взрослых Гран-при, отобралась в финал, где опередила более опытных фигуристок, среди которых и Ирину Слуцкую. Но участвовать в туринской Олимпиаде спортсменка не могла, так как на 1 июля текущего сезона ей не было 15.

16

В 2012 году Конгресс ИСУ в Куала-Лумпуре отменил все существующие «исключения из правил». На взрослые чемпионаты ИСУ, а также этапы серии Гран-при и Олимпийские игры допускались фигуристы, которым на момент начала сезона, 1 июля, исполнилось 15 лет. Данное решение вступало в силу с 1 июня 2014 года.

Пятнадцатилетний возрастной рубеж, установленный ИСУ, был обусловлен стремлением не только провести четкие границы юниорского и взрослого спорта, но и желанием продлить спортивную карьеру чемпионов. Поводом послужило то, что новоиспеченные победители Игр, к примеру, Тара Липински, Илья Кулик, Сара Хьюз – сразу или вскоре после Олимпийских игр уходили из любительского спорта.

Сложившаяся ситуация выдвигала перед национальными федерациями новые задачи – «воспроизводства» конкурентоспособных спортсменов, создание системы подготовки, развития вида спорта. Один из таких путей еще в советское время предложил знаменитый тренер Станислав Жук. Он разработал программу проведения соревнований для одиночников младшего возраста по системе не двоеборья (катать короткую и произвольную программы), а троеборья (добавить исполнение отдельных элементов – прыжки, каскады прыжков, комбинацию вращений, дорожку шагов). В 2001 году, так называемая, «спецпрограмма» была запущена ФФККР. И с этого времени первенство России для юношей и девушек младшего возраста проводились именно так, включая «Мемориал Жука по спецпрограмме».

6

Результатом такого системного подхода, основанного на более тщательном отборе спортсменов, более пристальном внимании к отдельным элементам и программе в целом, стало появление юных дарований – Аделина Сотникова, Елизавета Туктамышева, Артур Гачинский, впоследствии Юлия Липницкая. Учитывая короткую скамейку отечественного одиночного катания в те годы, ФФККР пошла на то, что нижняя возрастная планка допуска фигуристов на взрослые чемпионаты страны, в которых участвовали спортсмены 14 лет и старше, была опущена до 12 лет. Уже через два года после Олимпиады в Турине в сезоне 2008/2009 12-летняя юниорка Аделина Сотникова выиграла свой первый взрослый чемпионат страны, ее ровесница Елизавета Туктамышева стала серебряным призером. Через 3 года, в 2012 году, ученица Этери Тутберидзе – 13-летняя Юлия Липницкая побеждает на юниорском первенстве страны, до этого завоевав серебро взрослого чемпионата России. В 2014 году на зимних Играх в Сочи Липницкая приносит сборной России первую в женском фигурном катании золотую медаль в командных соревнованиях, а Аделина Сотникова – в личных.

1

Успехи одной и другой не стали для отечественного женского катания сиюминутным результатом. К тому времени уже заявляли о себе новые спортсменки – Елена Радионова, Анна Погорилая, позднее Евгения Медведева, Мария Сотскова и, наконец, Алина Загитова… За семь лет, с того момента как Алена Леонова завоевала серебро на чемпионате мира 2012 года, которое воспринималось как экстраординарный результат, российское женское катание сделало огромный скачок. И то, что еще недавно казалось недосягаемым у женщин – разнообразные тройные прыжки, каскады из двух тройных – стало обыденным и не гарантировало попадание в тройку призеров.

За два олимпийских цикла в российском фигурном катании появилось такое количество конкурентоспособных одиночниц, что впору было формировать не одну, а несколько команд. Появление сильных спортсменок привело к тому, что принятые ранее вынужденные меры по снижению возрастной планки допуска на взрослые чемпионаты страны уже не играли существенной роли. После сочинской Олимпиады на взрослые чемпионаты страны стали допускать спортсменов с 14 лет. И именно поэтому на чемпионате России в олимпийский сезон не выступала Александра Трусова, которой на тот момент было 13.

5

Примерно в эти же сроки, по схожему пути пошла и Федерация фигурного катания Японии. Лет 20 назад японцы организовали и стали проводить ежегодные сборы для новисов в местечке Нобэяма. Помимо занятий по ОФП и прочих тренировок, японская федерация преследовала цель просматривать юные таланты и впоследствии сделать все, чтобы они как можно раньше раскрыли способности. На взрослые чемпионаты Японии и сегодня допускают шестерку лучших юниоров по итогам национального первенства с 13 лет. Но если юный спортсмен особо одарен, то для него можно пойти на исключение, невзирая на возраст. Такое отступление от правил в свое время японцы сделали для Мао Асады, и весь ее дальнейший путь в спорте подтвердил правильность такого подхода. Никто не знает, чтобы было с Мао, если бы талантливую фигуристку удерживали в юниорах. А так Асада рано выстрелила, достигнув больших высот в фигурном катании.

По мнению японцев, чем раньше юниор начнет соревноваться с взрослыми спортсменами, тем быстрее будет прогрессировать. В таких рассуждениях есть свой резон, что подтверждается примерами. В определенный момент в одиночном и парном катании фигуристы имеют возможность совмещать выступления как на юниорских соревнованиях, так и на взрослых. В итоге это упрощает их переход на уровень мастеров, чего не скажешь про танцоров. В танцах на льду у юниоров и мастеров разные обязательные танцы, вследствие чего юниорские дуэты не могут участвовать на взрослых турнирах. Поэтому дебютный сезон на уровне мастеров даже дуэты-лидеры юниорских танцев нередко начинают с нуля.

4

В том, что главными соперницами россиянок сегодня являются японки – нет ничего удивительного. Это своего рода итог проделанной системной работы. На данный момент практически все фигуристки, претендующие на попадание в сборные, владеют одинаковым набором прыжков, средний уровень женского катания значительно вырос. Чтобы опережать соперниц, необходимо пробовать и делать то, что еще не делает никто или исполняют единицы. И этот путь, подсказанный самой логикой развития спорта, по сути, явился новым витком, выходом на новый уровень фигурного катания.

В 2015-м Елизавета Туктамышева одерживает победу на чемпионате мира в Шанхае, включив в программу прыжок – аксель в три с половиной оборота. На тот момент этого не делал никто. Да и до Туктамышевой за всю историю фигурного катания таких спортсменок было всего пятеро (японка Мидори Ито, американка Тони Хардинг, наша Людмила Нелидина, японки Юкари Накано и Мао Асада). В прошлом олимпийском сезоне и после него тройной аксель пробовали уже несколько фигуристок – американка Мираи Нагасу, которая из-за травмы пропускает сезон; Анастасия Гулякова, перешедшая в группу Алексея Мишина – тренера Туктамышевой, японка Рика Кихира и американка Алиса Лью.

12

В 2018 году, на Олимпиаде в Корее золото в женских соревнованиях завоевывает россиянка Алина Загитова, исполнившая самую сложную их всех участниц в техническом плане программу. В произвольной Загитовой все прыжковые элементы, включая сложный каскад – 3 лутц – 3 ритбергер, были сделаны во второй части программы, что требовало от фигуристки не только психологической устойчивости, но и отличных физических кондиций. За каждый прыжок во второй половине спортсменке начислялись бонусы, но после Олимпиады это правило было изменено под предлогом «несбалансированности» программы. А между тем, олимпийская произвольная программа Загитовой, наверняка, войдет во все учебники фигурного катания за мастерскую постановку, яркость, четкие музыкальные акценты, в которые были вписаны прыжки, и за великолепное исполнение чемпионки.

Отмена бонусов за прыжки, которые стояли во второй половине программы, автоматически отменяла и стратегический путь, выбранный тренерами, в частности, Этери Тутберидзе. Но принятое решение не застало врасплох. В олимпийский сезон, сразу после Пхенчхана, на юниорском чемпионате мира ее ученица Александра Трусова исполнила программу с двумя четверными прыжками – сальховом и тулупом, списав свое имя в историю мирового женского катания. До Трусовой 16 лет назад японка Мики Андо первой предприняла попытку исполнить четверной сальхов. Однако из-за того, что сложный прыжок был нестабильным и «ломал» программу, спортсменка от идеи отказалась.

14

Следом за Трусовой, в этом сезоне, уже четверной лутц покорился еще одной воспитаннице группы Тутберидзе – Анне Щербаковой. Четверной сальхов восстановила и прыгнула, правда, неудачно, еще одна спортсменка тренера Элизабет Турсынбаева из Казахстана, что принесло бывшей ученице Брайана Орсера, которая вернулась из Канады и всего полгода тренируется в «Хрустальном», серебро чемпионата «Четырех континентов» после полосы неудач.

16-летняя японка Рика Кихира в этом сезоне одержала первую громкую победу в финале Гран-при, исполнив тройной аксель и не один. Наконец, 13-летняя американка Алиса Лью выиграла чемпионат США, и эта спортсменка также прыгает тройной аксель. В планах нашей юниорки Алены Косторной, которая обладает уникальным скольжением и не по годам взрослым катанием, разучивать этот же элемент.

Все перечисленные спортсменки, за исключением разве что Трусовой и Щербаковой, освоивших новые четверные прыжки, не изобрели «велосипед». По большому счету, все эти девочки пошли по пути, который до них проложили предшественницы. Но в данном контексте срок давности не берется в расчет. Если в принципе это может сделать кто-то, то почему не могут повторить другие? Просто, вероятно, не было тренеров, которые ставили перед собой такие задачи, стараясь найти и разработать систему, за счет которой можно добиваться результата, а сегодня они есть.

2OI

Есть все основания, что за талантливыми спортсменками подтянутся и юноши. 13-летний Даниил Самсонов в этом сезоне выиграл первенство страны, исполняя в программе тройной аксель и четверной лутц.

Тем более странно наблюдать как многие наши СМИ, с восторгом обсуждая успехи зарубежных фигуристов, попутно втаптывают в грязь своих. Пространные голословные рассуждения о травмах, скором завершении карьеры, переходном возрасте, потере прыжков, чрезмерной строгости тренеров и, наконец, сомнительных методах работы с фигуристами – под этим ровным счетом нет ничего, кроме желания самопиара. Для многих из этих «писателей» фигуристы и тренеры только фон для самовыражения собственных умозаключений, не имеющих ничего общего с реальностью. Большинство из этих аналитиков не то, что не знакомы лично, к примеру, с Тутберидзе, ни разу не бывали на ее тренировках, но это не мешает в погоне за рейтингами изданий тиражировать недостоверные факты и откровенные вымыслы.

P18

Примерно тот же механизм действует и в написании статей о повышении возраста в фигурном катании. Ссылаются на мнения специалистов, которые никогда не работали в фигурном катании, приводят слова тренеров, чья точка зрения может меняться в зависимости от возраста, способностей собственных учеников. Все это субъективизм, а объективность – результаты на табло. И то, что Тутберидзе – тренер, опередившая и опережающая время, сегодня является аксиомой.

Фигурное катание не может стоять на месте. Но так и должно быть – это спорт. Если есть база и способности, то элементы ультра-си нужно начинать учить раньше, с тем, чтобы после переходного возраста сложные прыжки можно было восстановить. Наглядный пример тому Лиза Туктамышева.

Но если фигурное катание молодеет – американцы и канадцы допускают на взрослые чемпионаты 13-летних детей – Алису Лью и 14-летнего Стивена Гоголева, которые не выглядят статистами среди взрослых, то почему вдруг возникают вопросы о повышении возраста фигуристов? Наверное, только слепой не может не замечать происходящих процессов в фигурном катании. На фоне всего этого внесенное предложение повысить нижнюю планку с 15 до 17 лет выглядит явным противоречием. Чего в нем больше: стремления раздать всем сестрам по серьгам, попытки продлить карьеру взрослых фигуристов или желания как можно дольше не допускать талантливых и сильных юниоров на уровень мастеров, создав тем самым более комфортные условия для фигуристов среднего уровня?

P19

Забавно, что о повышении возраста в фигурном катании заговорили именно сейчас. Что предложение озвучила федерация, которая совсем не блещет результатами в этом виде спорта. Никто не станет отрицать, что опытные спортсмены способны прокатать программу так, как не под силу юниорам. Однако искусственное сдерживание любого процесса приводит к его стагнации.

Спорт так устроен, что интерес к нему будет подогреваться острой борьбой, непредсказуемостью результатов, сменой лидеров, новыми рекордами. И это подтверждается уже сейчас. Во всяком случае, об этом свидетельствуют рейтинги трансляций фигурного катания российскими каналами ТВ. Появление новых имен в женском одиночном катании в разы повысило популярность и интерес к фигурному катанию.

Статья опубликована в журнале "Мир фигурного катания" №1, 2019

 Автор Сергей МИХАЙЛОВ

Фото Юлии КОМАРОВОЙ, Михаила ШАРОВА и из личного архива фигуристов

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки