Заслуженный тренер России Татьяна Николаевна Мишина поделилась впечатлениями о сборе юниоров в Новогорске, рассказала о подготовке спортсменов группы Алексея Николаевича Мишина и объяснила, в чем сила отечественного фигурного катания.

-- Татьяна Николаевна, вы приехали на сбор в Новогорск с двумя учениками – Агатой Петровой и Романом Хамзиным. На ваш взгляд, нужны ли такие мероприятия для молодых фигуристов и тренеров?

-- Я считаю, для юниоров и молодых фигуристов – это очень хорошо. Между летними контрольными прокатами сборной и первыми турнирами сезона достаточно большой перерыв. Это раньше юниоры отбирались на этапы юниорской серии ISU Гран-при и практически сразу стартовали. Сейчас, чтобы спортсмены сохраняли соревновательный настрой, подобные сборы и прокаты, которые ребята воспринимают как соревнования, очень нужны.

В этот раз на сбор пригласили и более молодых спортсменов, конкретно из нашей группы Рому Хамзина, который по возрасту на юниорские старты еще не попадает. Но сегодня фигурное катание предполагает раннюю подготовку и специализацию, и некоторые юные фигуристы способны соперничать с юниорами, и почему бы на таких сборах им не показать себя?

MishinaHamsinPetrova

Для Ромы участие в прокатах было почетно. И Агате Петровой, как и другим участникам, было полезно потренироваться с ребятами из других групп, других городов, ведь у них не всегда есть такая возможность. Прокаты же всегда дают серьезный толчок.

Кроме того, такие сборы важны и тренерам, потому что детально разбираются программы, ошибки… Конечно, в нашей группе мы стараемся чаще приглашать на тренировки и питерских специалистов и судей. Летом к нам приезжали технические специалисты Александр Кузнецов и Наталья Лебедева, все их рекомендации были нами учтены. Сейчас на сборе в Новогорске Ольга Маркова давала много советов по делу, и мы сразу что-то корректировали, например, как спираль разложить… Ольга – мастер конька…

Такие сборы оказывают большую помощь тренерам. На соревнованиях из-за напряжения можно что-то и не увидеть, а тут есть возможность всё показать, спокойно обсудить. Это хорошая идея. Тем более, в Новогорске прекрасные условия и даже несколько дней с двухразовыми тренировками – большое дело.

TrankovSemenenkoMishina

-- Поменялась ли в вашей группе подготовка к сезону, подход к изучению сложных элементов, постановке программ из-за отсутствия международных стартов?

-- Нет. Готовишься к соревнованиям и совершенно не думаешь, что наши ребята не попадают на международные турниры. Не мы же отказываемся от участия, это нам такой возможности не дают. И наши внутренние соревнования такие же ответственные и важные. На уровень борьбы и конкуренции это не влияет.

-- Как вы прокомментируете то, что приходится читать в прессе, будто уровень наших фигуристов снижается?

-- Я бы так не сказала. Наверное, так пишут люди, которые не смотрят наши соревнования, не следят за выступлениями ребят. На последнем чемпионате России у девочек на пьедестале были фигуристки – Софья Акатьева, Камила Валиева и Лиза Туктамышева, которые все исполняли ультра-си. Всё больше фигуристок, которые прыгают четверные и тройной аксель, не только среди взрослых, но и юниорок.

TMishinaPetrova

У мужчин конкуренция внутри нашей сборной очень высокая. В Красноярске на чемпионате России Женя Семененко и Петр Гуменник шли впритык. Уровень мужского фигурного катания всегда был высоким, а сейчас благодаря тому, что делает Илья Малинин, он стал запредельно сложным, и это задает направление. Сейчас практически все наши фигуристы прыгают четверные, и неплохо бы в произвольную включать четыре четверных и два тройных акселя. По отдельности спортсмены показывают и четверной ритбергер, флип, лутц… И взрослые, и юниоры. Но всё это надо соединить и сделать чисто в программе. Это сложно. Для этого нужно иметь хорошую физическую форму.

Если говорить о парном катании, то практически любая ведущая наша пара способна обыграть соперников. Поэтому благодаря тому, что конкуренция в каждом виде в России высокая, говорить о снижении уровня не приходится.

Другое дело, что в прошлом году впервые у нас состоялся новый турнир шоу-программ, после которого понимаешь, что на таких соревнованиях можно выделиться своей программой, интересной программой, с образом. Не просто взять популярную музыку, песню и сделать программу ни о чем, а с образом, идеей, исполнением. Поэтому в межсезонье мы уделили много времени таким моментам как актерское мастерство, хореография, чтобы программы были зрелищными. Это важный момент.

MishinaJamp3

И это ведь не только касается турнира шоу-программ. В соревновательных программах тоже нужно уметь (что сложно) совместить артистизм и технику. А к каждому сложному элементу спортсмен готовится, но при этом надо стараться не выходить из образа.

Критерии оценок на первом турнире шоу-программ были не совсем понятны. Не ясно было до конца, прыгать или не прыгать, что в приоритете. Надеюсь, сейчас всё будет конкретизировано. Но в целом, если мы говорим о подготовке к сезону, новый формат соревнований в определенной степени влияние оказал. Когда погружаешься в работу над показательными номерами для шоу-соревнований, идет развитие спортсмена. Тут надо подключать всё. Не всем же даны такие способности как Матвею Ветлугину, который сделал очень удачный показательный номер. Мне сразу вспомнился Игорь Бобрин, когда, глядя на его программы, мы умирали от смеха. Или программы Юрия Овчинникова… Наверное, сегодня таких спортсменов–артистов некоторые не помнят, а ведь они были фигуристами на все времена…

Mishiny22

В этом сезоне конкуренция на российских соревнованиях будет серьезной. И интересно посмотреть, в какую сторону пойдёт уклон. Поощрение сложности с не очень чистым исполнением или чистота исполнения, но менее сложного контента? Если судить по международным стартам, там прослеживается тенденция: меньше, но чище. Взять того же Илью Малинина, уж как он прыгал, ведь уникальный спортсмен, а всё равно уступал другим, которые катались и без ультра-си, но исполняли свои элементы на плюсы. Мне представляется это не совсем справедливым.

-- Из того, что вы сказали, какое направление вам видится более правильным?

-- Фигурное катание – это спорт. Прежде всего это предполагает техническую сложность. Надо учить сложные прыжки. Держать хорошую форму, потому что даже если владеешь, предположим, четверными сальховом, тулупом, то надо делать их во второй половине программы. Сейчас в нашей группе многие ребята прыгают четверные. Возможно, пока недостаточно стабильно. Но тут, как я сказала, всё зависит от физической формы. По контрольным прокатам, которые у юниоров проходят в августе, а у взрослых в середине сентября, не стоит делать выводов, потому что до первых стартов есть время, и к ним надо подойти на пике.

Mishina1

Женя Семененко, например, накатывал программы с четверными ритбергером и флиппом. В короткой на прокатах он показал сальхов и тулуп, в произвольной прыгал ритбергер, причем, на тренировках этот прыжок уже довольно стабильный. Это основа того, с чем спортсмен будет выступать. Но надо подтягивать другие разделы – дорожку шагов, вращения… Это обязательно.

-- Можете рассказать подробнее о вашей группе?

-- Помимо опытных ребят – Лизы (Туктамышевой – прим.), Жени Семененко, Глеба Лутфуллина, Матвея (Ветлугина – прим.), у нас много молодых. Это Агата Петрова, которая второй сезон будет выступать по юниорам. Рома Хазмин, о котором я сказала. Он очень спрогрессировал в этом году, прибавил в катании. Прыгает два четверных – сальхов и тулуп. Учим лутц и ритбергер. Есть и другие спортсмены. Соня Шепелёва, мальчики и девочки младшего возраста, с которыми мы связываем надежды.

Mishina2

Но, конечно, надо упомянуть и о тренерах, которые работают в нашей группе. Влад Сезганов, Соня Самодурова… Соня подключилась к работе с большим интересом. Я не думала, что ей настолько это будет по душе. Она ведь еще и сама хотела бы покататься, держит форму. Видимо, есть желание выступить в шоу, силы есть. Но я вижу, как ей нравится тренерская работа, как она болеет за учеников.

Егор Челошкин. Хотя он пришел к нам из легкой атлетики, но настолько вник в курс дела, присутствует на всех тренировках, всё снимает, помогает, что может даже выводить ребят на соревнованиях. Ведь на старте уже не будешь учить прыжки, а оказать моральную поддержку, настроить – Егор вполне с этим справляется.

Сейчас невозможно работать в одиночку, все создают команды, и это правильный путь. Надо находить единомышленников, чтобы в команде было комфортно. В нашей группе всё строится под эгидой Алексея Николаевича Мишина. Он идейный вдохновитель всего. И надо сказать, что работа в группе очень разноплановая. Это к вопросу о подготовке.

В этом году у нас сложилось интересное содружество со специалистами школы-студии Бориса Эйфмана. В свое время Алексей Николаевич искал хореографа для Лизы Туктамышевой, чтобы сделать программу на восточную тему. Ему порекомендовали Елизавету Навиславскую из школы Эйфмана как специалиста по восточным танцам. После выяснилось, что она преподает еще актерское мастерство. Благодаря Елизавете Евгеньевне мы наладили тесные контакты и с другими хореографами школы-студии. Весной и летом, когда было больше времени, наши спортсмены занимались с ними хореографией. Поскольку школа-студия Эйфмана находится рядом с «Юбилейным», они приходили к нам на каток. А хореография в фигурном катании всем нужна как воздух.

Mis

Алексей Николаевич приглашал известных специалистов, танцоров школы посмотреть программы наших ребят, высказать своё мнение, так как взгляд со стороны всегда полезен. И они были у нас на прокатах нашей группы, дали много советов. И наши спортсмены ходили в школу-студию, смотрели, как идут их уроки. На самом деле это тяжелый труд, стоять часами у станка, отрабатывать в зале…

Во многих группах тренеры ищут, не замыкаются только на спорте, не стоят на месте, а двигаются вперед. Это говорит, что наше фигурное катание развивается.

-- У вас большой спортивный и тренерский опыт, вы через многое прошли, и, несмотря на сложности, не утратили чувство оптимизма.

-- Мне кажется, если не смотреть в будущее с оптимизмом, ничего не будет. Каждый день приходишь на тренировку и прилагаешь усилия, чтобы что-то улучшалось, двигалось вперед. Наше фигурное катание переживало разные времена. И никто никогда не включал нам «зеленый свет». Мы всего добивались сами, своим трудом, своими результатами.

Сила нашего фигурного катания в преемственности. У нас появляются не только талантливые спортсмены, но и молодые думающие тренеры, которые работают рядом с опытными, смотрят, растут. Важно передавать этот опыт и подход к делу. Надо подтягивать и больше поддерживать молодых, которые что-то видят иначе, по-своему, и это позволяет избежать шаблонов. И им, и нам так интереснее работать.

-- Спасибо.

Ольга ЕРМОЛИНА

Фото Юлии КОМАРОВОЙ и Ольги ЕРМОЛИНОЙ

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки