14-15 сентября в Санкт-Петербурге пройдут предсезонные контрольные прокаты фигуристов сборной России, в которых примут участие наши сильнейшие спортсмены. В чем идея этого мероприятия, можно ли рассматривать прокаты как показательные выступления или шоу, какие сложности могут возникать в начале сезона, и зачем тренерам и спортсменам нужна «обратная связь» от зрителей – об этом мы поговорили с легендарным тренером Тамарой МОСКВИНОЙ.

-- Тамара Николаевна, это ведь с вашей подачи контрольные прокаты сборной страны в последние годы организуются в таком формате – на публике. Еще несколько лет назад они проводились исключительно для специалистов и больше напоминали тренировки -- спортсмены катали программы частями, с остановками, из-за чего составить общее впечатление о программах было затруднительно. Вы же в прессе постоянно говорили о том, что прокаты должны быть зрелищными, с заполненными трибунами. А сейчас благодаря Первому каналу они еще и стали с выходом спортсменов «на красной дорожке».

B2767

-- Честно говоря, не беру на себя ответственность на проведение агитации за публичность прокатов. Но то, что наша федерация организует такие контрольные прокаты – это здорово. Почему? Потому что необходимо посмотреть, в каком состоянии на данный момент находятся программы и уровень их исполнения спортсменами сборной. При этом надо понимать, что прокаты перед началом сезона проводятся не для того, чтобы фигуристы показали максимум, что они должны делать в сезоне, а чтобы члены федерации, судейская коллегия, сами тренеры спортсменов осуществили контроль за состоянием программ, элементов, формы участников.

-- Понятно, что форма зависит от индивидуального плана выступлений -- кому-то, условно говоря, стартовать через неделю, а кому-то через полтора месяца.

-- Это надо объяснять зрителям, чтобы они тоже понимали, надо ли на прокатах исполнять программы со всеми элементами, включая сложные, в костюмах на сезон. Это решать тренерам и спортсменам. Ведь программа может быть составлена, но не отработана, а как говорится, дуракам половину работы не показывают. Я не хочу сказать, что тренеры и судьи этого не понимают, но спортсменам приходится показывать программы в том состоянии, в каком они готовы на данный момент, чтобы получить от специалистов необходимые замечания и рекомендации.

KOM 6459

Как ни удивительно, сложность прокатов как раз и состоит в том, что они проводятся на публике. А зрители воспринимают это как шоу и ждут, что спортсмены будут кататься в полную силу, с сложным контентом, да еще и в новых костюмах.

Но по своему опыту знаю, что у многих костюмы еще не готовы, а выступать в прошлогодних… Скорее всего, старые костюмы могут не подойти к новым программам по музыке, сюжету.

Тем не менее прокаты, безусловно, нужны, но каждый тренер будет принимать те или иные решения в зависимости от состояния здоровья спортсменов, уровня подготовленности, планов на сезон. Форсировать форму ради прокатов – вредно и не нужно. Вкатанность программ, детали, художественное оформление, актерское мастерство, костюмы – это тактические моменты. Всему своё время.

-- Иными словами, руководителям федерации делать основательные выводы по прокатам не стоит?

-- Помню, на прокатах выступала моя пара Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев. Спортсмены были совсем не в форме, и сразу после прокатов кое-кто на них махнул рукой. А на главных стартах они прокатали программы великолепно, и наш самый известный тренер и уважаемый комментатор сказала: «Тамара, ты что с ними сделала? Это как день и ночь».

BEL 8885

А тогда к началу сезона мы с Наташей и Артуром только составили программу. Но федерация сказала: «Надо», а я как человек дисциплинированный, да и сама как тренер знала: надо откататься на прокатах. Одно дело – болезнь, когда объективно не можешь выступить, а другое – неготовность. Причины неготовности могут быть разными. Так пусть сами спортсмены это увидят, сравнят себя с другими. Здесь ведь есть и психологический момент. Кого-то надо подстегнуть, а кого-то, наоборот, притормозить, если спортсмены в боевой форме, а соревнования только через месяц. Каждый тренер это понимает для себя. А со стороны выглядит: «Ой, эти молодцы, а у тех еще конь не валялся».

Были прецеденты, когда первый показ новой программы сопровождался критикой, а на главных стартах сезона эту же программу называли шедевром. Просто нужно понимать назначение контрольных прокатов, их цель.

Предсезонные прокаты проводятся не только у нас, но и в других странах. В США, Канаде и Германии они проходят раньше. Но у каждого своя система подготовки. Здесь нет стандарта.

DSC 6863

-- Но вы еще до контрольных прокатов показываете новые программы фигуристов своей школы на катке в Игоре – курортном местечке под Санкт-Петербургом. Для чего?

-- У ребят поставлены новые программы, где еще мы можем организовать их публичный показ, чтобы получить «обратную связь», увидеть реакцию зрителей на новую программу? Показательные в Игоре отличаются от того, что мы видим на контрольных прокатах. К нам не приходят технические специалисты, судейская бригада, нам в первую очередь важны зрители.

Мы не выстраиваем это мероприятие исключительно как прокаты программ. Это, скорее, как открытая тренировка спортсменов для любителей фигурного катания, с развлекательными моментами. Тренер Москвина надевает коньки, выходит на лед, берет в руки микрофон, ездит рядом со спортсменами, комментирует, объясняет, представляет участников, задает вопросы, на которые они отвечают. И в этом показе участвуют как признанные спортсмены, чемпионы, так и юниоры, и даже те, кому по 8-9 лет, и для юных фигуристов это становится учебой.

AMinchuk422

Мы учим детишек представлению программ, общению с публикой, как не реагировать на ошибки, как превозмогать неудачи. Допустим, юный спортсмен упал, а я говорю: «Давай, попробуй еще раз. Зрители специально пришли посмотреть на тебя. Вот там сидит твоя мама. Давай покажем ей и всем, что ты умеешь делать». Это ведь важно для начинающих. Не бояться публики, чувствовать зрительный зал, показывать, что умеешь.

Мы всё снимаем на камеру и потом анализируем с тренерами, что нужно добавить в программы, музыкальные моменты, смотрим, как ведут себя спортсмены, кому-то надо научиться работать на усталости, подмечаем другие нюансы. Речь идет не только о технических замечаниях, но и о психологических, поведенческих моментах, которые закладываются на таких выступлениях.

DSC 6913

-- Вы ведь уже давно проводите такие мероприятия в Игоре.

-- Несколько лет, и они уже стали традиционными. Каждый год перед началом сезона, так как меняется ситуация, меняются руководители и так далее, я звоню и спрашиваю: «Скажите, пожалуйста, вы всё еще хотите?» И слышу в ответ: «Конечно».

Понимаете, Игора – престижный курорт под Санкт-Петербургом. И ежегодные традиционные выступления наших фигуристов вносят разнообразие в культурную программу отдыхающих. Эти мероприятия бесплатные, но у нас с организаторами взаимный интерес: мы выступаем с  показательными, они обеспечивают нам заполняемость на трибунах. Приходят не только посетители курорта, но и жители ближайших поселков, дач, домов отдыха. Кто-то узнает, что в Игоре есть каток и начинает посещать его, пользоваться возможностями и условиями, которые предоставляет курорт.

KOM 1555 1

-- К вам ведь приезжают даже болельщики из других городов?

-- Не только из других городов, некоторые болельщики из других стран.

-- Тамара Николаевна, любое заочное сравнение – некорректно, но можно ли по прошлым сезонам говорить о том, что в отсутствии международных стартов и изоляции нашего спорта уровень российского фигурного катания снижается?

-- Заочное соревнование – это не показатель, и я против заочного сравнения. Если и сравнивать, то уровень наших спортсменов между собой за последние сезоны. Но как тренер я скажу так: мы не сидим, мы все равно готовимся к стартам. И неважно, какой зритель на трибунах, русскоговорящие или иностранцы. И неважно, где проводятся соревнования, будь то Омск, Красноярск, Санкт-Петербург, Москва… География не означает, что для своих зрителей мы делаем программы похуже, а когда нам разрешат соревноваться на международной арене, то они станут лучше. Нет. Мы должны готовить хорошие программы для публики, наблюдая за тем, что делают в других странах. Они ведь точно так же держат нас в поле зрения и не сидят сложа руки.

1

Свято место пусто не бывает. Если нет россиян, то другие тренеры все равно работают, спортсмены работают, федерации работают. Они тоже улучшаются, у кого-то получается, у кого-то нет, а в некоторых видах они и раньше были лидерами. Так что закидывать шапками никого не будем. Сейчас и шапки-то не носят. Нам надо готовить конкурентоспособных спортсменов, которые хотят выступать на соревнованиях для любого зрителя, судей. А тот, кто колеблется, продолжать ли кататься в спорте -- это его право, продолжать – не продолжать. Мы никого не заставляем.

-- В вашей спортивной карьере вы переживали разные моменты. Воспринимаете ли вы происходящее сейчас в нашем спорте как один из самых тяжелых периодов?

-- Вообще не воспринимаю. Раньше обстоятельства были такими, что мы никуда не ездили, смотрели соревнования по телевизору и думали: «Будем лучше!»

BEL 4933

Это ведь как с учениками. Спортсмен стал плохо выступать, не отбирается и никуда не ездит, и я как тренер вместе с ним. И что? На Олимпиаде 2006 года моя пара Обертас – Славнов заняла 8-е место. Я не бросилась в омут, не начала пить горькую. Работала дальше. Готовила смену. Не было бы сильных спортсменов, значит, работала на более низком уровне. Я все равно бы готовила спортсменов, потому что это - призвание. Тренер, педагог – это призвание. А не так, что были чемпионы – я с ними, а если начинающие или юниоры, то надо заканчивать, уходить в другую профессию.

-- В какой момент вы поняли, что это ваше призвание?

-- А ни в какой. Я всегда занималась этим. Мне было интересно тренировать. Улучшать. Смотреть, что делают другие, как они это делают, чтобы те спортсмены, с которыми мы работаем, приближались к лучшим. Был пример.  Да, эти спортсмены были у других тренеров. Ну и что? Было желание и стремление сделать лучше, чтобы и мои спортсмены доставляли удовольствие публике. И когда я стою у бортика и после проката бросаю взгляд на трибуны, вижу воодушевление на лицах людей, это доставляет мне как тренеру удовлетворение и удовольствие. Это то, ради чего я и продолжаю работать.

Ольга ЕРМОЛИНА

Фото Юлии КОМАРОВОЙ, Марии ЕВТЕЕВОЙ, Михаила ШАРОВА, Натальи ПОНАРИНОЙ

 

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки