Тамара Москвина: «Нашей задачей было подготовить к Олимпиаде в Пекине две сильные конкурентоспособные и совершенно разноплановые пары»
Тамара Николаевна Москвина о подготовке к Олимпийским играм 2022, переносе финала Гран-при, программах Анастасии Мишиной – Александра Галлямова, Александры Бойковой – Дмитрия Козловского, оценке выступления фигуристов в серии Гран-при.
-- Тамара Николаевна, финал Гран-при отложен на конец сезона. Скажется ли это на подготовке к Олимпиаде в Пекине?
-- Нет, не скажется, потому что финал Гран-при – отдельные соревнования. Они не ставят целью ранжирование спортсменов перед Олимпиадой, потому что после финала будут самые главные старты – чемпионат России, где будет формироваться состав олимпийской сборной страны, а также чемпионат Европы для европейских спортсменов. Финал и серия Гран-при – коммерческие соревнования, в которых участвуют сильнейшие на данный момент фигуристы. И мне, как тренеру, кажется, что отмена и перенос финала не повлияет на подготовку и результаты предстоящих Олимпийских игр.
-- Чемпионы мира Анастасия Мишина – Александр Галлямов выиграли два этапа Гран-при, но до сих пор обсуждается тема выбора музыки для произвольной программы. Не возникало ли желания поменять музыкальное сопровождение?
-- Нет. Когда я задумывала эту программу, то привлекла двух специалистов Валерия Завируху и Александра Гольдштейна, которые написали «фантазию» на тему музыки Георгия Свиридова «Метель» и «Время, вперед!». У нас получилось такое авторское трио – «режиссер» Москвина, композиторы и аранжировщики Завируха и Гольдштейн. Задача стояла создать целостное музыкальное произведение, отражающее идею программы и исполнительское мастерство Мишиной – Галлямова.
Насколько я понимаю, бурное обсуждение вызвала вторая часть программы «Время, вперед!», так как музыка к фильму «Метель» достаточно часто используется в фигурном катании. Но наша идея как раз и заключалась в том, чтобы завершить программу «острой ритмической формулой, маленькой кинопанорамой», как называл эту часть своей сюиты сам Свиридов. «Время, вперед!» - не только в звуковом, но даже визуальном плане – мощное произведение, которое стало музыкальным символом ХХ века как выражение духа времени с его бешено скачущим ритмом, взрывной энергетикой и целеустремленностью в будущее. Написанное в 60-е годы его можно в каком-то смысле сравнить, провести параллель с «Болеро» Равеля. Если верить легенде, что на создание «Болеро» композитора вдохновило посещение литейного цеха, где он увидел медленно вытекающую сталь.
Программа фигуристов будет яркой и запоминающейся, если ее чисто исполнять. И мне нужно было собрать, объединить музыку с тем, чтобы она отражала возможности, которыми владеют Мишина и Галлямов. И в то же время, чтобы она отличалась от музыкального выбора других пар, с которыми нам соревноваться.
Два старта в серии Гран-при показали, что Мишина – Галлямов набирают форму, потому и программа с каждым следующим турниром воспринимается иначе. Так что у меня не было сомнений в выборе музыки. Мы были уверены и не думали менять.
-- Бронзовые призеры чемпионата мира, чемпионы Европы Александра Бойкова – Дмитрий Козловский также отобрались в финал Гран-при, были третьими в Америке и выиграли этап во Франции. Как оцениваете их подготовку и результаты?
-- С этой парой ситуация была интереснее. Когда мы обсуждали выбор музыки для короткой программы Бойковой – Козловского в олимпийском сезоне, то, естественно, рассматривали самые беспроигрышные варианты, которые бы отражали и балетную подготовку, художественные способности и возможности Саши и Димы. Поэтому идея музыки из балета «Лебединое озеро» Чайковского - мощной, узнаваемой темы, была сразу одобрена всей нашей группой, и особенно Сашей Бойковой, которой очень хотелось кататься именно под эту музыку. Мы предполагали, что другие российские пары - Павлюченко – Ходыкин и Тарасова – Морозов, с учетом их стиля, возьмут что-то иное.
Музыку для произвольной программы на испанскую тему «Малагуэнья» мне предложила два года назад наша «балетная» болельщица Марина Баканова. Мы еще в прошлом сезоне планировали накатывать новую произвольную. Но, учитывая сложности сезона, связанные с ковидом, решили оставить прежнюю, и «Малагуэнью» представить в олимпийском сезоне.
Мы сразу обратились к нашему известному тренеру Николаю Морозову, участие которого было необходимо не только на стадии постановки программы, но и последующей доработки, отработки, наполнения программы особенностями и нюансами мастерства, которые присущи танцам на льду. Тесное сотрудничество с Николаем Морозовым было продиктовано и тем, что в свое время он готовил пару Елена Ильиных – Никита Кацалапов к Олимпиаде-2014, и в Сочи дуэт стал бронзовым призером Игр. У Ильиных и Кацалапова произвольная программа была также на «Лебединое озеро». А современные требования к парному катанию – это соединение исполнительского мастерства парных элементов с умением пользоваться всеми приемами в танцах на льду, включая передвижение сложными шагами, связующими элементы программы. Не уже говоря о художественном оформлении, которое характерно для программ российских пар, для чего мы так много и работаем с хореографами, репетиторами самых разных школ балета и современной хореографии.
-- Но чтобы довести программу до ума, нужно было непосредственно работать на льду с Николаем Морозовым. Вы в Петербурге, он в Москве, как это осуществлялось на практике?
-- Поэтому не только летом, когда ставилась программа, но и потом ребятам приходилось ездить в Москву, в Новогорск, в Одинцово, чтобы отработать программу с Николаем Морозовым, специалистами его команды -- Ксенией Столбовой, которая имеет опыт подготовки и выступления на Олимпиаде, помогает спортсменам советами и практически. Так что все это время, несмотря на сложности с карантином, определенные риски, связанные с поездками, Саша с Димой продолжают «жить» на два города. Но мы, тренеры - Артур Минчук и я, обдуманно пошли на такие сложные комбинационные шаги во всех отношениях, учитывая, в том числе и финансовые затраты нашего Спортивного клуба. Потому что понимаем, насколько важно в олимпийский сезон довести до совершенства все составляющие программы – художественную, танцевальную, артистическую, техническую, чтобы программа своей страстью и исполнением захватила зрителей и судей. Чтобы фигуристы имели возможность отрабатывать на тренировках не только задания Москвиной и Минчука, но и учитывать художественно-танцевальные замечания Николая Морозова и специалистов его команды.
Если оценивать выступление Бойковой – Козловского на этапах Гран-при, то неудачный старт в Америке, где они стали третьими, был вызван тем, что ребятам пришлось вместо турнира «Финляндия Трофи» ехать за американской визой в Казахстан. По возвращении Дима простудился и выпал на неделю из тренировочного процесса, не катался. Сниматься с первого этапа Гран-при мы посчитали нецелесообразным, отсюда и третье место в Лас-Вегасе. К Греноблю проблем со здоровьем не было, спортсмены лучше подготовились и стали первыми. Поэтому боевой настрой Бойковой - Козловского, их исполнительское мастерство таких разных по стилю программ, отличие этих программ от программ других спортсменов дают основания рассчитывать на то, что на главных стартах сезона они продемонстрируют свой максимум.
Нашей задачей было подготовить к Олимпиаде в Пекине две сильные конкурентоспособные, совершенно разноплановые пары, на любой зрительский и судейский вкус, которые на равных могли бы бороться с главными претендентами, «хозяевами Игр» китайцами Суй Веньцзин – Цун Хань и другими соперниками.
-- Не могу не спросить про еще одну пару Ясмина Кадырова – Иван Бальченко, которая завоевала бронзу на сочинском Гран-при. В комментариях после выступления спортсмены не усомнились в правильности решения переехать в Петербург перед олимпийским сезоном и отметили персонифицированный подход ко всем спортсменам в группе. Что скажете о них?
-- У этих спортсменов все впереди. Пара молодая, и если комментировать их слова, то «устами младенцев глаголет истина».
Ольга ЕРМОЛИНА
Фото Юлии КОМАРОВОЙ, Михаила ШАРОВА, Ольги ЕРМОЛИНОЙ и сайта ISU.