«Программы получились разными: произвольная – это нежность и чувства, а короткая – сила и мощь». Анастасия Мишина и Александр Галлямов о начале сезона
Олимпийские чемпионы командных соревнований, бронзовые призеры Олимпийских игр, чемпионы мира и Европы, чемпионы и призеры чемпионатов России в парном катании Анастасия Мишина – Александр Галлямов начинают новый сезон. На контрольных прокатах в «Мегаспорте» ученики Тамары Москвиной и Артура Минчука показали интересные программы. О работе над ними и новом статусе «ветеранов» спортсмены рассказали в интервью.
-- В вашей группе вы самые опытные и титулованные спортсмены. Каково это ощущать себя в таком статусе?
А.Г. – Да и не только в нашей группе. Получается, что мы самые титулованные спортсмены в сборной из тех, кто начинает этот сезон.
А.М. – Наверное, не в этом дело. Получилось так, что до Олимпиады о нас говорили как о юной, подающей надежды паре, и мы стремились за старшими фигуристами. А сейчас мы резко стали взрослыми, и промежуточного этапа от начинающих, молодых до самых титулованных будто и не было. (Смеется).
А.Г. – Нас все уже называют опытными и матерыми, что так и есть.
А.М. – По телевизору в комментариях даже говорят как о «ветеранах».
А.Г. – А ведь наш первый взрослый чемпионат России был в олимпийский сезон 2017/2018. Тогда выступали Тарасова – Морозов, Столбова – Климов, Забияко – Энберт, Астахова – Рогонов, другие взрослые пары. А мы были самыми молодыми – мне - 18, Насте – 16.
-- Такие перемены придают уверенности?
А.Г. – Уверенность мы можем искать и находить в другом. Просто я сейчас задумался, как быстро в спорте течет время, минуты , дни, события спрессованы. Прошел всего один олимпийский цикл и наш статус изменился, началась совсем другая жизнь. Но «ветеранами» мы себя точно не ощущаем. По-прежнему, молоды и полны сил.
А.М. – Раньше мы боролись за внимание - за внимание зрителей, судей, тренеров. А сейчас у нас это появилось. Мы к этому шли, и терять этого не хочется. Когда мы начали выигрывать, то чувствовали гордость за то, что входим в основной состав, что мы верхушка сборной. И это то, за что стоит бороться. Приятно чувствовать, что ты представляешь сборную страны и можешь гордиться тем, что ты делаешь.
-- В своих новых программах вы показали элементы, которые можно назвать вашими «фирменными». Как они появляются?
А.Г. – На самом деле это не какое-то озарение, а длительный процесс. К примеру, Тамара Николаевна (Москвина – прим.) любит «ласточки», и на тренировках часто говорит: «Ну, сделайте, покажите мне свою «галлямовскую ласточку». Если помните, у нас и в олимпийский сезон в программе «ласточка» стояла. А сейчас Тамара Николаевна решила этот элемент разнообразить. Мне очень понравилось.
А.М. – Тамара Николаевна всегда держит в фокусе элементы, которые делаем только мы. Но эти элементы она не просто оставляет, а совершенствует, чтобы каждый сезон в наших программах было что-то эксклюзивное, запоминающееся.
-- Кто ставил вам новые программы?
А.М. – Произвольную Ирина Жук и Александр Свинин. Мы доверяем их выбору музыки, образов, они предлагают несколько вариантов, и мы с Тамарой Николаевной обсуждаем, что интереснее, что нам подходит. И новая программа -- наш общий выбор. В этом сезоне мы взяли композицию «Грезы любви» в очень интересном исполнении (Рик Уэйман, Club Symphonia). Конечно, есть программы с яркими узнаваемыми образами, сразу понятными зрителям. У нас новая произвольная программа про чувства, про любовь, но эти образы строятся на ощущениях, кто как чувствует эту программу.
А короткая… Музыку для нее Тамара Николаевна нашла еще год назад – «Ода к радости». Но придерживала именно для этого сезона. Известное произведение Бетховена в очень оригинальной аранжировке и исполнении. И когда мы в первый раз услышали, то даже не сразу поняли, что это такое. Только со второго уловили нотки классики.
В короткой программе у нас сделан акцент на хореографию. Для нас это вообще новая хореография. Мы работали с Ксенией Михеевой, новым для нас хореографом-постановщиком. И если нам хотя бы чуть-чуть получилось повторить, подать намеки на ее стиль, это уже успех.
-- Прежде чем ставить программу, вы занимались в зале?
А.Г. – Летом вместе с Ксенией мы целый месяц занимались на сборах в Сочи. Отработка программы, постановка рук…
А.М. – Занимались в зале, пробовали и делали много разных связок, из этих связок выбирали то, что подойдет на лёд. Ксения затем вместе с нами и тренерами всё компоновала, отрабатывала и ставила.
В этом сезоне наши программы получились разными: произвольная – это нежность и чувства, а короткая – сила и мощь.
-- В отличие от многих фигуристов, кто до последнего момента старается сохранить в секрете даже музыку для программ, вы достаточно рано показываете «эскизы» новых постановок зрителям в Игоре. Поясните, для чего?
А.М. – Вряд ли нужно опасаться того, что кто-то возьмет твою музыку, потому что показательные в Игоре проходят в июле, а программы ставятся гораздо раньше.
А почему фигуристы боятся заранее показывать программы? Потому что получают негативные отзывы от зрителей, а они часто судят по первым наброскам «сырых» программ, либо по выбору музыки, вообще, не видя прокатов. И читаешь в комментариях: «Ужас, они только хуже стали, пора заканчивать...»
Мы это ощутили на себе в олимпийский сезон, когда в первый раз показали свою произвольную программу на музыку Свиридова. Тогда по поводу «Время, вперед» получили столько комментариев, и даже при том, что не сильно их читали, всё это падало на нас с неба. После такого мы отходили недели две, и Тамаре Николаевне пришлось убеждать всех, что это правильный выбор и будет хорошо. Она оказалась права, но всё это было не так просто.
-- Но такое случается нередко. Первый показ программы даже на прокатах сборной нещадно критикуют, а в конце сезона эту же программу называют шедевром.
А.Г. – На соревнованиях зрители привыкли видеть готовые программы, вкатанные, отработанные. А в Игоре мы просто показываем эскизы, макеты, которые, естественно, на старте будут иначе смотреться.
А.М. – Но такие прокаты как в Игоре нужны, чтобы получить «обратную связь», увидеть себя на камере… И потом в Игоре устраивается не шоу, а бесплатное мероприятие для зрителей – мастер-класс Тамары Москвиной. Тамара Николаевна на льду с микрофоном дает пояснения, разбирает прокаты, что интересно и зрителям, и полезно нам. Это проводится больше как открытая тренировка. И в этом есть обучающий момент, чтобы люди поняли, что при всей кажущейся легкости видимого на льду – это очень непросто делать элементы и катать программы.
-- Перед началом прошлого сезона вы говорили, что, несмотря на то, что сложные элементы в парном катании не так высоко оцениваются, а риск исполнения высокий, вы всё равно будете пробовать ультра-си, чтобы прогрессировать и двигать вперед парное катание. Не отказались от этой идеи?
А.Г. – От этой идеи мы не отказались. Учим на тренировках сложные элементы. На прокатах в «Мегаспорте» покажем далеко не всё, так до Гран-при время есть. Чтобы демонстрировать всё, что планируется, нужна стабильность на соревнованиях. Ну и надо быть готовым психологически.
А.М. – Мы готовы варьировать элементы в программе в зависимости от стартов, их значимости, начала, конца сезона, нашей подготовленности. Готовы менять элементы, мы это обсуждали с тренерами.
-- Вопрос о планах на сезон. Только не говорите, что главное – это катать чисто и делать своё. Нет солдата, который не хотел бы стать генералом и вы хотите также добиваться побед.
А.М. – Конечно. А кто этого не хочет?
-- Удачи!
Ольга ЕРМОЛИНА
Фото Юлии КОМАРОВОЙ и Михаила ШАРОВА