«На контрольных прокатах можно пробовать сложный контент, выходить за грань возможностей». Петр Гуменник о прокатах в Петербурге и новом сезоне
На прошлой неделе на контрольных прокатах в Санкт-Петербурге бронзовый призер чемпионата мира среди юниоров-2020 Петр Гуменник представил новые программы – короткую «Dawn of Faith» и произвольную – «Concierto de Aranjuez» Хоакина Родригеса, поставленные Николаем Морозовым. Для ученика тренера Вероники Дайнеко два дня прокатов стали серьезным испытанием, потому что выступления пришлось совмещать с занятиями в вузе – Петр поступил в один из самых престижных российских университетов ИТМО.
О контрольных прокатах как репетиции перед стартами, отличиях между функциональной готовностью и наработкой элементов, поступлении в ИТМО, прикладном характере будущей профессии, жизненных приоритетах и умении переключаться фигурист рассказал в интервью.
-- Многие фигуристы расценивают контрольные прокаты как первый старт сезона. Как ты воспринимаешь эти выступления?
-- Для меня это первая проба своих сил, своих программ. Я воспринимаю контрольные прокаты, скорее, не как соревнования, а как репетицию перед первым стартом. Знаете, на первых выступлениях обычно появляется небольшое волнение, адреналин, и на этой «волне» прибавляется сил. И вот когда это происходит, сил становится больше, то часто от этого немного меняется техника прыжков. Какие-то движения, элементы исполняются не так, как на тренировках. И этот момент нужно проработать, чтобы научиться корректировать свою технику в зависимости от того, когда ты с большей силой делаешь движения. Чтобы это не меняло наклон прыжка или что-то еще, а, наоборот, только помогало, придавало бы высоты. Высокие прыжки всегда выглядят красивее.
-- Для тебя первые выступления в сезоне – это способ направить адреналин и дополнительные силы в нужное русло?
-- Да. Я шесть месяцев не стартовал. Технически был готов к прокатам, физически еще не совсем, потому что нельзя быть готовым физически круглый год.
Когда это нужно, то ты вводишь себя и набираешь форму. Когда соревнования заканчиваются, надо заниматься чем-то другим, к примеру, отдельно прыжками. Над физической формой я уже начал работать и к сезону должен быть готов.
-- На контрольных прокатах, наверное, важнее показать новые программы, собрать замечания специалистов, потому что первые соревнования состоятся в конце октября.
-- Как я сказал, по прыжкам, по технике я был готов. Все прыжки я умею делать. А вот по функциональной выносливости… Понимаете, есть два пути: можно оттачивать технику, улучшать прыжки, работать над качеством элементов, но это сложно совместимо с функциональной подготовкой, потому что когда нарабатываешь функционал, тебе многое приходится делать на усталости, тренироваться на усталости, и от этого техника порой даже страдает. Поэтому функциональную выносливость подготавливают к определенному моменту, к определенному старту. Понятно, у меня она тренируется не с нуля, с определенного уровня, ниже которого не падает недели 2-3.
Если посмотреть календарь соревнований, сроки, то к этим контрольным прокатам я не особо готовился, потому что еще есть время. Да, я катался в полную силу, но чтобы к самим прокатам идеально подготовить программы, как это делается к самым важным стартам, этого не было.
Вся подготовка в сезоне выстроена с прицелом на чемпионат России. И надо стараться к зиме выйти на пик формы.
-- Поступление и учеба в университете повлияла на твою подготовку?
-- Учеба в университете по профильным предметам у меня началась с понедельника, 5 сентября. Перед поступлением, конечно, я занимался, учился, готовился, но в привычном для себя режиме. И ситуация с институтом, наверное, повлияла только на прокат короткой программы, потому что 6 сентября у меня был сложный день. Мне пришлось к 7.30 быть на тренировке, потом я сразу поехал в университет, отучился две пары, вернулся домой, собрал вещи и на соревнования. С соревнований сразу снова уехал на пары.
-- Это твой график?
-- Примерно такой будет весь год.
-- ИТМО – Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики – крутой престижный вуз. Как ты думаешь, удастся ли совмещать учебу, которая требует многих усилий, с тренировками фигуриста уровня сборной?
-- Я пошел на вычислительные технологии, где на самом деле очень сложно учиться. Прочел рецензию студентов ВТ, которую стоит процитировать: представьте, что вы едете на велосипеде и вокруг всё горит, деревья горят, дома, машины и даже ваш велосипед. Вот это обучение на ВТ.
Для школьника, который поступает в ИТМО на ВТ, либо по результатам Олимпиад, либо по баллам, а нужно набрать около 300 баллов по ЕГЭ -- даже для них обучение сложно. А для меня совмещать с фигурным катанием – вдвойне сложней.
-- И как тогда?
-- Я решил, если не получится совмещать учебу с фигурным катанием, то я еще раз буду поступать. Все-таки фигурное катание сейчас у меня в приоритете. Академку (академический отпуск) брать не хочется, потому что целый год пропускать. Говорят, первый курс самый сложный, и если его не вытяну с первого раза, то второй раз буду поступать.
-- Почему ты выбрал ИТМО, а не медицинский институт, ты же хотел учиться на врача?
-- Мне нравится программировать, последние полгода я увлекся этим. Выбрал факультет программной инженерии и компьютерной техники. Это информатика, математика, программирование.
После окончания школы я два года пропустил. Сначала действительно хотел на врача учиться. Уже думал идти, но открыл учебники первого курса, начал читать и понял, что врачом быть хочу, но обучаться этому 6 лет на специалитете, плюс еще три года в интернатуре и ординатуре, слишком долго.
Обучение же в ИТМО займет 4 года, балакавриат, плюс магистратура еще 2 года. Чистой математикой я не очень хотел заниматься, потому что не так силен в этом предмете, и это слишком абстрактно. Заниматься только наукой не совсем моё. Я хотел бы свой проект создать, поэтому пошел на программирование. Сейчас рано загадывать, но, возможно, в будущем, как вариант, это может быть связано с биоинформатикой.
-- Ты сам пробовал что-то программировать?
-- Я начал с легкого. Когда готовился к ЕГЭ, решал какие-то задачи на оптимизацию, ради интереса брался за прикольные задания Олимпиад. Каких-то прикладных полезных программ еще не делал. Только самые простые, типа калькулятор, плеер, чтобы понять, как работают «библиотеки», функции.
-- Возможно, когда-нибудь сделаешь программу прикладного характера, связанную с тренировками фигуристов?
-- Возможно. Но надо глубже в это погрузиться, тогда можно будет заняться этой темой. Например, анализ техники исполнения элементов с помощью искусственного интеллекта, машинного обучения.
-- Тренер Вероника Анатольевна Дайнеко рассказала, что летом вы провели хорошую подготовку, были на сборе в Сочи, где помогала Елена Анатольевна Чайковская. Расскажи.
-- В межсезонье было несколько сборов. Сначала в Новогорске, где я занимался прыжками, включая четверные. Потом отправились на сбор в Сочи, но не могу сказать, что четверные у меня там получались идеальным образом. Понимаете, когда нарабатываешь прыжковые элементы, прыгаешь, прыгаешь постоянно, то происходит, как говорят фигуристы, «запрыгивание», техника немного портиться, что-то забывается и надо повторять базовые вещи, основы, упражнения, чтобы всё поставить на свои места, четко понимать, куда что идет, всё контролировать. И тогда можно опять переходить к четверным.
Половину всего времени в «Сириусе» мы посвящали и занимались программами. Мне очень понравилось работать с Еленой Анатольевной Чайковской. Она очень профессионально отрабатывала все детали, ставила мне руки, корпус, и, по ее словам, ей нравилось, как у нас идет работа.
-- Ты консультируешься с разными специалистами, тренируешься у Вероники Дайнеко, контактируешь с Рафаэлем Арутюняном, сейчас рассказал о работе с Чайковской. Тебе это нужно? Разные точки зрения не сбивают?
-- Если бы тренеры высказывали разные мнения по одному и тому же вопросу, наверное, это могло бы вносить разнобой. Но тут каждый занимается своим делом. Елена Анатольевна помогала в работе над программами. Вероника Анатольевна -- основной мой тренер. Рафаэль Арутюнян -- он для меня больше как ментор, может подсказать стратегию, дать профессиональный совет по технике. Тамара Николаевна Москвина – мудрый человек, ее замечания очень ценные... Эти тренеры не пересекаются, но дополняют друг друга. И для меня их советы, подсказки и рекомендации важны.
-- Ты по характеру стратег или тактик?
-- Это зависит от обстоятельств. У меня нет сильной корреляции от старта к старту. Многое зависит от соревновательного графика. Когда между стартами всего неделя перерыва, то стоит задуматься, что может не выдавать все силы на одном турнире, если через несколько дней второй, более значимый.
Или, например, на этих контрольных прокатах, была идея облегчить контент, потому что я еще физически не готов был ехать произвольную с пятью четверными. Мы с тренером остановились на четырех четверных, а можно было прыгнуть и три, чтобы на 100 процентов произвольную уверенно проехать. Но я не был с этим согласен, потому что здесь, на прокатах, терять было нечего, и надо пробовать и тренировать более сложный контент, выходить за грань возможностей. Если бы на прокатах выставлялись баллы, то, возможно, я бы что-то полегче прокатал. А так, это была больше как тренировка перед соревнованиями.
-- У тебя разные по стилю новые программы. Тебе что ближе – классика, современная музыка?
-- Мне гораздо легче выражать классическую музыку. В программах под современные композиции я смогу красиво двигать руками, работать корпусом, но, если честно, мне самому сложно прочувствовать современную музыку через танец.
-- Наверное, на дискотеки не ходишь? Учишься и тренируешься.
-- На дискотеках не бывал. Но дискотеки и соревнования на льду – это немного разные вещи, движения по-другому исполняются.
А что касается учебы, я, конечно, серьезный, но вместе с тем понимаю, что иногда все-таки надо уметь чуть-чуть расслабляться. Потому что постоянно работать, делать одно и то же – тренировки, учеба, тренировки, учеба – так можно перегореть.
-- Как ты переключаешься?
-- Всегда по-разному. В последнее время нравится на фортепиано играть. Или летом, когда жарко было, я по набережной ездил на велосипеде или катался на скейте. Постоянно разные вещи нахожу для себя.
-- Как мы понимаем, новые программы тебе нравятся?
-- На прокатах было важно программы показать. Это не сильно, наверное, было заметно по эмоциям. Но мне нравится, что музыка экспрессивная в обеих программах. Можно и эмоции выразить, и характер показать.
-- Характера тебе точно не занимать. Удачи, Петя.
Ольга ЕРМОЛИНА, Татьяна ФЛАДЕ
Фото Натальи ПОНАРИНОЙ