Ирина Жук, Александр Свинин: «Хороших пар много, а первая всего одна» (Продолжение)
Ирина Жук и Александр Свинин в тренерской профессии больше 20 лет. За это время они вместе подготовили немало ярких танцевальных дуэтов – участников Олимпийских игр, призеров чемпионатов мира, победителей и призеров первенств Европы, международных и российских турниров: Яна Хохлова – Сергей Новицкий, Екатерина Рублева – Иван Шефер, Екатерина Пушкаш – Джонатан Гурейро, Александра Степанова – Иван Букин, Анастасия Шпилевая – Григорий Смирнов, Софья Шевченко – Игорь Еременко, Елизавета Шанаева – Девид Нарижный, Софья Леонтьева – Даниил Горелкин, Милана Кузьмина – Дмитрий Студеникин, Зоя Пестова – Сергей Лагутов и другие.
Во второй части интервью тренеры Ирина Жук и Александр Свинин рассказывают о выступлении в ледовом театре «Все звезды» Татьяны Тарасовой, гастрольном туре с Джейн Торвилл и Кристофером Дином, тренерской профессии и о том, что остается за бортиком ледовой арены – увлечениях для души.
ЛЕДОВЫЙ ТЕАТР ТАТЬЯНЫ ТАРАСОВОЙ
-- Завершив спортивную карьеру, мы не хотели расставаться с фигурным катанием, -- рассказывает Александр Свинин. –У нас с партнершей Ольгой Воложинской оставалась внутренняя недосказанность, мы не выполнили самое главное – не завоевали олимпийских медалей, не стали чемпионами мира, нам хотелось продолжать.
Однажды мы возвращались с соревнований, по-моему, Спартакиады, и в поезде Татьяна Анатольевна Тарасова пригласила нас на разговор, спросила, как насчет того, что если мы заканчиваем, перейти в её ледовый театр. Театр, конечно, не спорт, зато это было привычным для нас делом – катать программы на ледовых аренах, на публике, под аплодисменты. Нам это было интересно, мы согласились.
-- После завершения спортивной карьеры многие хотели еще кататься, -- говорит Ирина Жук. – Но в те годы в СССР был только балет на льду, а это немного другое – большие труппы, которые по разным причинам были не такие мобильные. Это касалось как самого коллектива, так и постановки номеров. Фигуристам, которые уходили из спорта, хотелось немного другого. И когда Татьяна Анатольевна первой организовала ледовый театр «Все звезды», в труппу которого вошли фигуристы, чьи имена были на слуху, для многих это стало продолжением карьеры.
Поскольку мы с Олегом Петровым тренировались у Тарасовой, она уговорила перейти к ней. В нашей паре ведущей была я, Олег во всем со мной соглашался. Он был очень талантливым, очень работоспособным, прекрасным партнером. Но я, к сожалению, в то время не всегда правильно вела себя по отношению к нему, за что себя корю.
Спортивную карьеру мы закончили рано: мне было 19, Олегу – 22. С 1987-го стали работать в ледовом театре Татьяны Анатольевны. Года два вместе с труппой ездили по стране, иногда выезжали за границу.
В театре собрались сильные спортсмены – Юрий Овчинников, Елена Гаранина – Игорь Завозин, Вероника Першина – Марат Акбаров, Марина Пестова, Игорь Шпильбанд, Шура с Ольгой Воложинской, мы с Олегом, другие. Со временем состав менялся.
А.С. – В театре Тарасовой всё было другое. Помимо техники и прыжков, большой уклон делался в хореографию, выразительность, артистизм, и нам нужно было подстраиваться, каким-то вещам учиться.
И.Ж. – Работать в театре Тарасовой было очень интересно. Меня это сразу захватило. Татьяна Анатольевна ставила такие крутые номера! Были отдельные, групповые, дивертисменты… Я застала «Русскую ярмарку», которую зрители всегда принимали на ура.
А.С. – Тарасова ставила очень много номеров. Доверяла нам с Ольгой ведущие партии, а солистами мечтали быть все. Она заряжала своей энергией, заставляла работать и часто повторяла, что нельзя сидеть без дела. Это не всегда нравилось, но сейчас я с благодарностью вспоминаю, чему она учила.
Вообще, мне и Ире очень повезло со всеми тренерами. До сих пор я иногда думаю, а как бы они поступили, что сделали, окажись на моем месте в той или иной ситуации...
Мы с Олей уже катались в театре, когда однажды Татьяна Анатольевна предложила поучаствовать в чемпионате мира среди профессионалов. У нас был классный номер для шоу – «Кармен», который мы катали на маленьких площадках, но для чемпионата разложили на стандартный лед. В числе участников чемпионата были Джейн Торвилл – Кристофер Дин, Наталья Анненко – Генрих Сретенский, другие…
И вот мы вышли со своей «Кармен», а дело было в Барселоне, публика принимала нас очень хорошо, и прокатались мы здорово, стали вторыми за Торвилл – Дином. Но главное, среди судей был знаменитый итальянец Карло Фасси, который поставил нам 10, как и англичанам! И это был самый запоминающийся момент, который мы восприняли как очередной шаг в профессиональном спорте…
И.Ж. – Как-то Татьяна Анатольевна собрала нас всех и сообщила, что британцы предлагают контракт – гастрольный тур по Австралии, Новой Зеландии, США и Великобритании с Джейн Торвилл и Кристофером Дином. Это была фантастика! Даже не верилось, что это случится...
Помню, мы жили в шикарных отелях, всё было на высшем уровне. Торвилл – Дин катали на каждом шоу по несколько сольных номеров, и мы всегда смотрели на их выступления. Понятно, это были не такие программы как сейчас, элементов меньше, но всё равно уникально.
Тарасова и Дин делали очень крутые программы. Классные групповые номера ставила Татьяна Анатольевна. Дин также много занимался постановками. Работать с ним было очень интересно и очень сложно. Всё с другой ноги. Мы все мучились, «стрелялись», пока разучивали. Но когда получалось, это было круто!
Дин заставлял всё повторять так, как он поставил, до мелочей. И как мы не уговаривали сделать попроще, но не менее эффектно, он не соглашался, настаивал на своём. Зато потом, когда выходили на лед, прием публики был сумасшедший.
А.С. – Репетиции с Дином были очень тяжелые, по 7-8 часов. С утра до вечера мы находились на льду, коньки практически не снимали. Но обстановка в труппе была дружеская. Они с Джейн были абсолютно нормальные. Внешне никак не показывали, что они солисты, а остальные «массовка». Но по-другому и быть не могло, ведь каждое представление было составлено из нескольких номеров, это была командная работа, иначе было бы сложно собирать полные залы. А наши шоу всегда проходили с аншлагами.
И.Ж. – На всех афишах огромные буквами в центре были фамилии – Торвилл – Дин, а внизу небольшими писалось «Все русские звезды». Татьяна Анатольевна поначалу пыталась договориться, чтобы надписи были соразмерными, но британцы не соглашались. Тем не менее, наши групповые номера, поставленные Тарасовой, зарубежная пресса отмечала и восторгалась не меньше – «Русская ярмарка», «Половецкие пляски»… Это надо было видеть!
В Австралии мы гастролировали несколько месяцев. Приезжали в город, на пустыре ставился тент, привозились огромные кубики льда, сооружалась ледовая площадка, где-то 45 на 20 метров.
Необычные условия, жара – всё это накладывало свой отпечаток.
Как-то мы катали «Половецкие пляски». Начинался номер с того, что мы, наложницы, возлежали на надувных матрасах, покрытых красивой тканью, у трона хана. Лежать нужно было минуты две, пока играла музыка, постепенно включался свет. И было так жарко, что лед не схватывался, на нем проступала вода. И вот я вижу, что по воде ко мне ползет какое-то австралийское насекомое, большое, с кучей ног, и прямо на мой матрас. Еще бы секунда, и я закричала. Хорошо, что полный свет дали и надо было вставать. Но я так испугалась, что думала кататься не смогу…
Потом девчонкам рассказала, они поразились. Показывать свой испуг, эмоции, мы не должны были. На каждом шоу в зале сидел человек из команды Дина, наблюдал, кто халтурит, смеется, не так делает. Причем, садился он в разные места, чтобы мы не знали. Потом делался выговор, а если артист не исправлялся, то мог и на штраф нарваться…
Был один случай. Дин сделал потрясающую постановку с египетскими пирамидами. Классный номер, фишка которого была в том, что пирамида, которая была сделана наподобие большого вигвама, в определенный момент поднималась вверх, и мы застывали в позах египетских богинь.
Но в тот день что-то пошло не так. Во время подъема порвался трос, ткань, покрывавшая пирамиду, слетела и накрыла нас. А представление идет, надо кататься…
Пока мы выпутывались из этой ткани, такой мат стоял, хорошо, что иностранцы не всё понимали. А когда выбрались, согнулись пополам от смеха. Девчонки были в темных париках, прически - каре как у египтянок. У кого-то парик съехал, у Светы Ляпиной торчала светлая челка… Ржали все. А когда смеешься, сил нет кататься. Парники падали в лужи на льду, другие тоже срывали… Досталось нам всем тогда по полной…
А.С. – Завершающее шоу в каждом городе называлось «зеленым». Мы могли отклониться от «обязаловки», сделать в программе что-то своё, но с условием, что это должно быть зрелищно, эффектно. Дину не очень нравились такие вещи, но это традиции шоу. Единственное, что он просил, чтобы мы не слишком расходились…
И.Ж. – В день мы давали по три представления, а это физически тяжело. И все-таки золотое было время, хотя временами были чем-то недовольны, мол, жилье не то, роль не та… Сейчас вспоминаю, какие же мы были дураки! Катайся, получай удовольствие, аплодисменты, гонорар…
Позже Татьяна Анатольевна нашла в Англии новых продюсеров. Мы стали выступать своей труппой, без Дина. Представления давали в театрах. На сцене «заливалась» ледовая площадка 12 на 12 метров.
А.С. – Театры были разные, и иногда размер льда был даже меньше – 8 на 12.
И.Ж. – Лед привозили с рыбных заводов. За ночь укладывали ледяные пласты, под ними трубки с фреоном, которые мы иногда пробивали коньками. Шоу сразу останавливали, закрывали занавес, и техники скрепляли трубки. Кататься было нельзя, потому что фреон, а он такого голубого цвета, разливался, лед начинал таять, проваливался. Бывали случаи, что из пробитой трубки фреон бил фонтаном, попадал на кожу, что очень вредно.
Места, куда нам не следует заезжать, техники посыпали кофе. Выходишь, а вся «поляна» с кучками кофе, куда ехать? Но что мы вытворяли на этом маленьком льду! Даже три с половиной прыгали, по 6 пар одновременно катались… А какие были постановки – «Спящая красавица», «Золушка»…
А.С. – Выступления нашего тетра «Все звезды» были довольно популярны в Англии. Параллельно Татьяна Анатольевна начала работать с Ильей Куликом. Подготовка к Олимпиаде в Нагано 1998 требовала всё большего ее присутствия.
Наша труппа начала потихоньку распадаться. Англичане предлагали контракты. Мы с Ирой поначалу тоже согласились, но потом извинились, остались и проработали в театре Тарасовой практически до конца. Из всей труппы мы с Ирой одними из последних ушли в шоу Тони Мерсера.
И.Ж. – Несколько лет мы работали в Англии – 8 месяцев шоу, 3 месяца отпуск, 1,5 месяца репетиционный период. Когда приезжали домой в Москву, в основном отдыхали. Друзья, море, отпуск, общение…
Из-за границы возвращались «упакованные», в модном «прикиде». Понятно, что многие проблемы тогда нас не касались. В финансовом плане мы были обеспечены. Но потихоньку стала одолевать тоска. Это сложно, наверное, объяснить, но очень хотелось вернуться…
ПРОФЕССИЯ - ТРЕНЕР
И.Ж. – 2000-й год – Миллениум мы встретили в Англии, и все чаще стали задумываться, что дальше? Нам предлагали остаться работать тренерами в Англии, был вариант уехать в Америку.
А.С. – В Америке можно было заниматься подкатками, но нам это было не очень интересно. Англичане предлагали работу на катке в Ноттингене, но мы не стали подписывать контракт, подумали, лучше дома начать с нуля. Фигурное катание всегда было популярно в России, детей записывалось много, было из кого выбирать.
И.Ж. – Мы понимали, что начинать новое дело всегда непросто. Но, честно, даже не предполагали, что будет столько проблем…
А.С. – Когда вернулись, через какое-то время мне позвонила мама фигуристки Саши Плеже, она каталась с нашим парнем за Францию. Тренировалась пара в Москве, и нам предложили с ними поработать.
В то время с тренировочным льдом в Москве было очень плохо. Целыми днями мы мотались с катка на каток. Там 45 минут, в другом месте… Но ребята довольно неплохо показали себя на юниорских соревнованиях во Франции. Запомнились. И это стало началом нашей тренерской карьеры.
И.Ж. – Шура договорился с Аллой Юрьевной Беляевой (они вместе тренировались у Чайковской), и она пустила нас к себе на каток в Сокольниках. Мы были новыми людьми, только что из театра, гастрольных шоу, со свежим восприятием, новыми взглядами и огромным желанием тренировать. В сезоне Алла Юрьевна уезжала на соревнования, нам оставляла других своих учеников. Всё складывалось неплохо до того момента, пока спортсмены не стали проситься к нам.
У нас с Шурой и в мыслях не было кого-то переманивать, да еще за спиной тренера, который помог. Мы просто работали, а брожения в группе обычно связаны с решениями родителей спортсменов. В итоге получилось не очень хорошо, Алла Юрьевна передала нам свою группу и ушла. Мы чувствовали себя виноватыми, хотя ничего не сделали. Мы не из тех, кто будет у кого-то что-то отбирать.
А.С. – Алла Юрьевна прекрасно понимала сложившуюся ситуацию, и сама передала своих ребят. Но со стороны это выглядело не так, как было на самом деле.
Честно говоря, мы не думали, что с чем-то подобным столкнемся. Многие наивно считают, что вернутся домой, начнут тренировать и их встретят с распростертыми объятиями. Отнюдь. Наша тренерская карьера поначалу складывалась непросто. Никто не верил, что мы останемся работать в России, потому что долго жили за границей, выступали в шоу, привыкли к комфорту и зачем все эти проблемы.
А с условиями для тренировок действительно были большие проблемы. Несмотря на то, что федерация, Валентин Николаевич Писеев, старались помочь, но льда в Москве катастрофически не хватало.
Даже когда к нам пришли Яна Хохлова – Сергей Новицкий, и надо было ехать на этап Гран-при, к этому старту мы готовились на сеансах массового катания. Сняли лед рядом с базой в Новогорске, но не предполагали, что там будет столько людей…
В «Сокольниках» большую часть льда забирал хоккей. Мы тренировались и на Стадионе юных пионеров – СЮПе, иногда ночами или очень поздно. Всё время были заняты поисками льда.
Порой действительно возникали мысли, зачем всё это, не проще уехать. Что удержало? Наверное, цель, нереализованность в спорте помогали преодолевать сложности.
И.Ж. – В 2002-м к нам пришли Яна Хохлова – Сергей Новицкий. До этого они тренировались у Ларисы Филиной. Когда ребята сказали, что хотят работать с нами, мы обалдели.
И честно предупредили, что со льдом плохо, но это их не смутило. Яна позже призналась, что до того, как принять решение о переходе, она по-тихому пришла к нам на тренировку, села в уголке на трибуне и наблюдала, как мы работаем…
За четыре года Хохлова – Новицкий сделали немыслимый скачок. В 2002-м они пришли, а в 2006-м мы уже поехали на Олимпийские игры. Тогда нам казалось это в порядке вещей, ведь мы работаем, а работа всегда приносит результат.
А.С. – Никто не ожидал, что с парой Хохлова – Новицкий мы отберемся на Олимпиаду. А нам было не очень понятно, почему яркую пару никто вроде как не замечает, хотя ребята сразу выделялись. Яна была прекрасной партнершей – невысокого роста, худенькая, миниатюрная, Сергей дополнял ее. С этой парой можно было делать много интересного. А так как мы только перешли из шоу, у нас было масса разных идей.
В шоу я сам придумывал интересные заходы, акробатические элементы, пробовал новые поддержки, и даже перешел на одиночные коньки, чтобы быть устойчивее. На полу отрабатывал разные новшества. С Хохловой - Новицким весь этот багаж можно было реализовать. Мы многое потом перенесли в программы ребят – «Ночь на Лысой горе», «Паганини»… Да все их программы были необычными, отличались…
В 2006-м мы поехали на Игры в Турин. Начало Олимпиады было очень нервным, многие танцевальные пары срывали короткий танец. Яна с Сергеем катались одними из первых, потому что не было рейтинга. Всё сделали чисто, уверенно. После проката мы поднялись на трибуну, и они спросили, как? Я сказал: «Молодцы, но бывало и лучше. Понятно, что волновались, всё-таки первая Олимпиада. Но всё, что мы хотели, вы сделали». И вот сидим, смотрим: одна пара падает, другая, причем, опытные фигуристы. Я поворачиваюсь к ребятам и говорю: «Слушайте, беру свои слова обратно. Вы молодцы!»
На своей первой Олимпиаде в Турине Хохлова - Новицкий заняли 12-е место. На следующий год стали бронзовыми призерами чемпионатов Европы и мира. В 2009 выиграли Европу! В России мы боролись с Оксаной Домниной – Максимом Шабалиным. Нам советовали не торопиться, подождать, а чего было ждать? Мы работали, старались идти в ногу, быть в лидерах. На протяжении трех сезонов Яна с Сергеем были в призерах чемпионатов Европы, дважды побеждали на чемпионатах страны.
И.Ж. – К тому времени в нашей группе появилась еще одна очень перспективная пара – Катя Рублева -- Иван Шефер. Они перешли от Елены Кустаровой и Светланы Алексеевой. Этот дуэт был совершенно другим, ребята интересные, с большим потенциалом. На тренировках две наши пары конкурировали как спарринг-партнеры. Это было выгодно одним и другим, за счет соперничества они быстро прогрессировали.
К сожалению, Кате с Ваней не удалось выступить на Олимпийских играх, хотя, на мой взгляд, они были достойны поездки в Ванкувер, и по катанию, и по своим программам. На отборочном чемпионате страны они прекрасно исполнили яркий танец «Валенки». И после объявления оценок трибуны свистели, кричали: «Вы первые!» Но они стали третьими, а чтобы отобраться на Игры, надо было занять место не ниже второго.
Хохлова – Новицкий тот чемпионат пропускали. Мы переделали программу, они не успели ее вкатать. В итоге в Канаду третьей парой поехали молодые Катя Боброва – Дима Соловьев. Мы с ребятами были очень расстроены, что у нас не получилось отобраться…
А.С. – Рублева – Шефер были очень интересной парой со своими, совершенно другими сторонами, качествами, которые можно было развивать. Жаль, не удалось реализовать всё, что хотелось. Они закончили карьеру в тот же год, что и Яна с Сергеем.
И.Ж. – Тогда же ушла и наша юниорская пара – Катя Пушкаш – Джонатан Гурейро. Уехали к Наталье Линичук.
А.С. – Мы остались с нашим «вторым эшелоном» - молодыми парами, среди которых были Саша Степанова и Ваня Букин.
И.Ж. – Мы их поставили в пару. Саше было 11 лет, Ване – 13.
А.С. – Сказать, что с уходом взрослых пар, мы опустили руки – такого точно не было. Были спортсмены, с которыми мы продолжали работать. А то, что спортсмены по разным причинам завершают карьеру, уходят из спорта или переходят к другим тренерам – этого не избежать. Застраховать себя от переходов -- нереально. С одной стороны, к этому надо быть готовым, а с другой, подготовиться к такому нельзя. Единственное, что можно сделать в такой ситуации, переключиться на других учеников и вывести их на уровень выше, чем у предыдущих.
И.Ж. – Ваня с Сашей тогда только выходили на юниорский уровень. За три года, выступая на юниорских этапах Гран-при, они не проиграли ни одного турнира, что само по себе является достижением!
На юниорском чемпионате мира в Милане они опередили французов Пападакис – Сизерон, но затем во взрослом спорте Габриэлла и Гийом ушли в отрыв, хотя и Степанова – Букин всегда держались в ТОПе…
Группа у нас была тогда большая – молодые Анастасия Шпилевая – Гриша Смирнов. (Настя сейчас очень хорошо работает в нашей команде. Тренирует, ставит программы).
Из одиночного катания от Инны Гончаренко пришел Дима Михайлов. У них была потрясающая пара с Евой Куць. Они безумно подходили друг другу. Но, к сожалению, выстрелив раз на контрольных прокатах, потом ничего подобного не показали. Не реализовали себя.
Интересными были программы у Сони Шевченко и Игоря Еременко. Лиза Шанаева с Девидом Нарижным успешно выступали в юниорах. На юниорском мире в Таллине завоевали бронзу…
А.С. – Но никто и предположить не мог, как будут разворачиваться события. Очень непростым был период во время пандемии, хорошо, что соревнования в России проводились, не останавливались. Олимпиада в Пекине стала для нас тяжелейшим испытанием. Ковид, неопределенность, едем -- не едем, разные тесты, то положительные, то отрицательные, но мы не теряли надежды. Несмотря на все обстоятельства, Степанова – Букин выступили там достойно…
С уходом Саши с Ваней (Степанова – Букин – прим.) мы переключились на молодые пары – Софью Леонтьеву – Даниила Горелкина, Милану Кузьмину – Диму Студеникина, появился новый дуэт Зоя Пестова – Сергей Лагутов...
Леонтьева – Горелкин катались вместе не первый год, в этом сезоне дебютировали во взрослых. Еще до начала соревнований мы обсудили с ребятами план действий, решили рискнуть. Понятно, в первый взрослый сезон наивно требовать сразу побед, но и терять время на раскачку не хотелось. Ребята завелись. Мы сделали очень необычную, яркую и сложную произвольную программу, динамичную, чтобы сразу задать себе планку на уровне ведущих наших пар. И Соня с Даней справились. По итогам сезона вошли в сборную, хотя переход из юниоров во взрослые в танцах – это очень серьезно.
Но задача не только ворваться в шестерку лучших, но и удерживать высокую планку. Бывает, что после удачного дебюта спортсмены уверены, что их на тарелочке дальше понесут. Такого не будет никогда. Чтобы оставаться наверху, нужно раз за разом брать новые высоты. Важно, чтобы сами спортсмены это понимали. Леонтьева – Горелкин, как и остальные наши ребята, умные, амбициозные, целеустремленные, и это радует…
Во многих интервью часто задают вопрос, что главное в профессии тренера? Какое-то одно качество выделить сложно, потому что их много, и только в совокупности они дадут результат. Многие называют терпение, это так.
Чтобы пара стала первой, нужно время и терпение. В танцах вообще быстро ничего не происходит, это не одиночное катание. Невозможно чисто сделать тысячу чоктау, и сразу первое место занять. Необходима скатанность, техника, которой надо долго учиться. Тем более пара – два человека, и между партнерами должна появиться «химия», чтобы зрителей цепляло, они сопереживали…
Хороших пар много, а первых всего одна. Чтобы стать первыми, все должно сложиться. Тренер должен не только понимать, что надо делать, но и научить спортсменов, как им вместе пройти весь путь.
Профессия тренера по большому счёту не особо отличается от многих других. Человек должен быть заряжен, а если этого нет, и он просто приходит, отрабатывает и уходит, то результаты, наверное, будут, но процесс затянется. Тренер должен гореть, ставить перед собой планку и постоянно ее поднимать и подниматься вместе со спортсменами.
И.Ж -- Когда ученики, следуя шаг за шагом, станут включаться в работу, что-то своё предлагать, значит, тренер всё делал правильно…
ХОККЕЙ, БИЛЬЯРД, СНЕГОХОДЫ И ЛОШАДИ
А.С. – Но в любой работе надо переключаться, находить отдушину. Мы с Ирой для себя такие занятия нашли. Сначала увлеклись бильярдом, она чуть позже меня, но играет с азартом…
Осталась и моя страсть к хоккею. Иногда командами играем с нашим директором катка Дмитрием Анатольевичем Афанасьевым. Я даже форму купил, правда, ни разу не надевал. Но в хоккей играю с удовольствием. Более опытные игроки выстилают мне «красную дорожку», чтобы я забил, но это уже детали…
Переехав за город, я для себя нашел и еще одно хобби – катание на снегоходе. Приобщил меня знакомый по имени Владимир, который в свою очередь очень увлекся фигурным катанием, не пропускает соревнований, многих фигуристов знает в лицо.
Катание на снегоходе меня затянуло. Теперь каждый год в начале зимы мы прокладываем трассы в лесу, вооружаемся пилами, убираем поваленные деревья. Рядом с нашим поселком густой лес, поле, водохранилище. Когда оно замерзает, по льду можно уехать далеко, до Москвы. Сгонять на острова, там зимой очень красиво.
Так получилось, что с Ирой у нас похожие хобби – у меня «железный конь», у нее – живые лошади…
И.Ж. – Сколько себя помню, меня всегда тянуло к лошадям. В детстве я часто представляла себя наездником, а еще чаще лошадью. Делала на голове хвостик, и носилась -- скакала…
Шура знал о моей страсти, увлечении лошадьми, и когда мы жили в Англии, то устраивал конные прогулки. Сейчас, когда я профессионально занялась конным спортом, удивляюсь, как, совсем не подготовленная, не боялась ездить верхом. Рисковала, ведь толком ничего не умела. Просто вцеплялась в гриву, чтобы не упасть, стирала себе ноги, но при этом испытывала такой восторг!
И вот когда мы стали жить за городом, соседка случайно предложила покататься на лошадях. Дальше – больше. Неподалеку мы обнаружили частный конный клуб в лесу, пришли просто посмотреть и всё…
Кто-то из наших писателей сказал: «От лошадей не уходят». Это на самом деле так. Я начала брать уроки верховой езды, затем, неожиданно для себя купила лошадь, четырехлетку, русскую верховую по имени Грейс.
Своя лошадь – это совсем другая история. Не преувеличиваю, но я погрузилась в особый мир – особенные люди, отношения – всё другое. Мой тренер Яна Беляева, почувствовав мой настрой, сразу сказала: «Ирина, добро пожаловать, в наш клуб «сумасшедших».
Теперь всё свободное время я пропадаю в клубе. Готовимся с Грейс выступить на соревнованиях нашей конюшни по обязательной «программе» -- шаг, рысь, вольты, серпантин, диагонали, вовремя остановиться, тронуться с места – всё это мы уже умеем.
Ну и будем продолжать. Терпения у меня хватит. Как правильно сказал Саша, в любом деле главное – хотеть, гореть и уметь терпеть.
Ольга ЕРМОЛИНА
Фото Юлии КОМАРОВОЙ и из личного архива Ирины ЖУК и Александра СВИНИНА
На фото: Александр Свинин - Ольга Воложинская; Олег Петров - Ирина Жук; групповой номер Татьяны Тарасовой "Русская ярмарка"; Александр Свинин - Ольга Воложинская; Джейн Торвилл - Кристофер Дин (слева), Александр Свинин (справа) в египетском номере; номер о Египте -- Александр Свинин (справа); египетский номер; Ирина Жук в центре) - Александр Свинин (справа) в номере "Кармен"; Александр Свинин и Ирина Жук (третья справа) в постановке "Золушка"; труппа шоу Тони Мерсера; Марат Акбаров, Марина Пестова, их дочь и Ирина Жук; тренеры Ирина Жук и Александр Свинин; тренеры Ирина Жук и Александр Свинин с учениками Яной Хохловой и Сергеем Новицким; Яна Хохлова - Сергей Новицкий; с учениками Яной Хохловой и Сергеем Новицким, в центре Александр Коган; Екатерина Рублева - Иван Шефер; с учениками Екатериной Рублевой и Иваном Шефером; с учениками Александрой Степановой - Иваном Букиным; на чемпионате Европы в Минске с Александрой Степановой - Иваном Букиным; ученики Анастасия Шпилевая - Григорий Смирнов; тренеры Ирина Жук, Александр Свинин и Анастасия Шпилевая; с учениками Александрой Степановой и Иваном Букиным; с учениками Софьей Леонтьевой и Даниилом Горелкиным; группа Ирины Жук и Александра Свинина - Милана Жабина, Сергей Лагутов, Софья Леонтьева, Зоя Пестова, Даниил Горелкин, Милана Кузьмина, Дмитрий Студеникин, тренер Анастасия Шпилева, психолог Жанна Симак; хобби Александра Свинина - катание на снегоходах; Ирина Жук на занятиях конным спортом; Ирина Жук на лошади Грейс с тренером по конному спорту Яной Беловой.