«Эмоциональная, энергичная, быстрая». Аделия Петросян о победе на чемпионате России и о том, какая она на самом деле
Аделия Петросян впервые в карьере стала чемпионкой России в женском одиночном катании. В этом сезоне ученица Этери Тутберидзе, Сергея Дудакова и Даниила Глейхенгауза стартовала с двумя новыми разноплановыми программами, впервые примерив на себя лирический образ в произвольной. До чемпионата России в Челябинске спортсменка выиграла два этапа серии Гран-при России.
Какие эмоции фигуристка испытала во время важного турнира, что узнала о себе, кем хотела стать в детстве и о многом другом Аделия рассказала в интервью сайту ФФККР.
-- Аделия, ты назвала победу на этом чемпионате одним из главных событий уходящего года. Насколько неожиданным стал для тебя такой результат?
-- Пожалуй, я не ожидала, что приеду для себя в такой плохой форме, потому что не было тройного акселя в короткой программе, и я была не очень уверена в произвольной. День перед произвольной программой был достаточно хороший, я вроде не уронила ни одного флипа. Я рассчитывала, что именно флип сделаю. И когда упала с него, знаете, как будто мир рухнул. Думаю, ну всё.
-- Но собралась.
-- Я удивилась. На первый тулуп ехала, предполагала, что, скорее всего, прыгну. А на второй заходила, ноги дрожали. Рада, что получилось.
-- Что ты узнала о себе на этом старте?
-- Что в таких критических ситуациях я могу собраться. В принципе, на прошлом чемпионате России произвольная программа была очень похожей. Но я, вообще, люблю критические ситуации. Когда что-то тяжело идет, я обычно лучше делаю. Но хотелось, чтобы всегда было чистенько, ровненько, а не вот эти перепады.
-- Что значит для тебя эта победа?
-- Конечно, я очень хотела выиграть и шла к этому. Мне очень приятно, что смогла победить на этом соревновании. Надеюсь, это мне поможет двигаться дальше и работать больше.
-- На пресс-конференции после короткой программы ты сетовала, что тройной аксель ушел. Можешь, объяснить для тех, кто не сильно разбирается в фигурном катании, что значит это выражение: прыжок уходит?
-- У каждого по-разному, но в моем случае я начинаю много объезжать, не могу зайти на него. Это чисто мои проблемы, мои глюки. Сначала я захожу очень долго, затем вообще не захожу, а потом просто этот прыжок начинает исчезать, и я чувствую, что не могу его собрать.
-- Это было связано с физической формой или психологическим состоянием?
-- Думаю, с физической. И немного с психологической, особенно в последнюю неделю, когда я уже начала нервничать. А так с физической. Все пошло не так, как я рассчитывала.
Сейчас будем работать после Нового года. Надеюсь, что победа на чемпионате России даст новые силы. Когда я себя хорошо чувствую, прыжок обычно появляется.
-- В твоем случае это касается конкретных прыжков?
-- Это касается четверного риттбергера и тройного акселя. Когда мне тяжелее обычного, эти прыжки даются сложнее.
-- Как ты реагируешь на то, что пишут о тебе в СМИ? В начале сезона были разные высказывания.
-- Тогда я еще не знала, в какой форме будут все остальные девочки, Соня Акатьева, которая, к сожалению, сейчас восстанавливается после травмы. Я не знала, как другие будут собирать прыжки, в том числе тройной аксель в короткой программе, потому что он дает очень много. Поэтому уверенности не было, что всё так для меня сложится. Просто отключала все эти мысли. Всё равно у меня всё не так происходит, как планирую.
Я ничего не читаю, не реагирую на то, что пишут и говорят. У каждого человека свой путь, своя судьба какая-то. Дано выиграть – выиграешь. Внутри себя я понимаю, что нужно подходить в особой форме к самому главному старту сезона, и я в этой форме не подошла. Надеюсь, на других соревнованиях она будет.
-- В этом сезоне у тебя новые программы: короткая - ритмичная, зажигательная, произвольная – лиричная. Ты хотела такие разные программы?
-- Я хотела танцевальную программу, просила тренеров, и они выбрали Майкла Джексона. А лирическую музыку я хотела уже года три-четыре. Я, конечно, понимаю, что пока ее катаю не совсем так, как хотелось бы. Мне легче даются такие зажигательные, резкие, более четкие движения, когда музыка ритмичная. А тут (в произвольной – прим.) совсем новый образ. Чтобы его реализовать, нужно еще поработать. У меня не всегда получается совмещать прыжки и ту хореографию, которая поставлена под эту музыку. Когда я просто слушаю «Февраль», появляется слишком много эмоций, которые не возникают на льду, потому что я спокойнее и могу погрузиться в эту музыку. А на льду после срыва прыжка в произвольной я ехала с ощущением: где я, что я, я прыгнула, я стою, не стою? Я первую часть программы была будто в другом мире.
-- Но это касается конкретно этого старта, а на тренировках?
-- На тренировках всё равно каждый день по-разному. То ты слишком уставший и плетешься словно с грузом. А бывает легко, получается доделывать все движения. Вот хотелось бы побольше таких дней.
-- Если тебе нравится ритмичная музыка, то короткая ближе по характеру?
-- Скорее, да.
-- Почему тогда хотела лирическую программу?
-- Потому что я никогда лирику не катала, а она мне очень нравится. Я на полу намного лучше могу пройти программу под музыку, нежели на льду. У меня руки помягче получаются, и как-то я себя корпусом могу больше отпустить. А на льду начинаю зажиматься. Я что-то не рассчитывала на такую разницу между полом и льдом.
-- Но, молодец, это для тебя как вызов. Вы с самого начала, с момента постановки, планировали, что произвольная будет с таким сложным контентом?
-- Изначально я очень хотела четверной флип, потому что он был в том году, и я рассчитывала, что смогу его собрать. Флип сразу стоял. Флип и тулуп. И потом, когда форма начала набираться, добавляли то четверной флип, то тулуп.
-- Программу поставили Этери Георгиевна и Даниил Маркович, они и музыку предложили?
-- Конечно. Даниил Маркович открывает компьютер, где музыка Майкла Джексона, смотрю, мужчина в шляпе блестящей стоит и вдруг начинается бит под «Billie Jean». И я думаю: «Ху, ху, и как я это сейчас скатаю!»
-- Получилось классно! Кстати, на показательных ты катала номер с Женей Семененко под k-pop, тоже новое в плане стиля.
-- Мы уже это делали на шоу Этери Георгиевны. Изначально должна была катать только Соня Акатьева с Женей Семененко. И я не помню, как к ним попала. По-моему, Этери Георгиевна предложила, а, может, Женя спросил: «Не хочешь с нами?». Я сказала: «Давайте». И за два часа до шоу быстро учила все движения. В первый раз, конечно, было ужасно. Но это чисто для меня, когда потом смотрела. Ехали в разнобой, я торопилась. А потом получше стало. У нас с Соней были даже одинаковые майки, такие накидки. Мы были как куклы. Для Жени Семененко k-pop -- это его тема. Он очень любит эту музыку, чувствует ее и аниме обожает.
-- Все мы в детстве хотим кем-то стать. О чем мечтала ты?
-- Кем я только не хотела быть. Когда была совсем маленькой, и парикмахером, и овощи хотела продавать. Это, наверное, самое странное. Потом захотела быть тренером. Сейчас вот еще думаю, хореограф-постановщик или тренер. Скорее, хореограф-постановщик. Тренерского опыта у меня, естественно, нет. И мама мне сказала: «С таким характером сидеть на одном месте и тренировать ты не сможешь».
-- Что тебя привлекает в профессии тренера и постановщика?
-- Мне нравится подсказывать. Не знаю, может, это звучит банально, но мне нравится, что-то подсказать и видеть, как у человека получается. Так приятно. Думаешь: «Ну вот, это же я подсказала. Благодаря мне, у него получилось». У меня бабушка учительница русского языка и литературы. Может быть, из-за этого нравится объяснять -- гены.
-- Как бы ты охарактеризовала себя в трех словах? Какая ты на самом деле? И какой бы хотела себя видеть?
-- Слишком эмоциональная, энергичная, быстрая. Хотела бы больше спокойствия и какой-то уверенности. Этого прямо не хватает.
-- Но со стороны кажется, что ты очень уверенная.
-- Да? Вы даже не представляете, о чем я думаю перед программой. Вот я ехала в автобусе, сначала смотрела в телефон, чтобы отвлечься, потом убрала его и почувствовала, как начали трястись ноги. Думаю: не доеду, грохнусь, провалюсь, ничего не смогу сделать.
-- Всё нарабатывается, приходит с опытом.
-- Наверное. Хотелось бы. Тренеры и мама с детства учили меня держаться на публике, не показывать негативные эмоции на старте.
-- Недавно вы переехали на новый каток. Как тебе?
-- Изначально надо было закладывать чуть больше времени, чтобы дойти от раздевалки до зала хореографии. Уж не говорю про зал для ОФП, который на втором этаже. Сейчас мы все уже достаточно быстро ориентируемся, быстро передвигаемся. Мне нравится, что можно закрыть свой шкафчик и раздевалку. Нравится, что везде такие серые оттенки. Не раздражает. Такой достойный цвет, конечно, подобрала Этери Георгиевна. Трибуны большие. Это поначалу было странно. Родители сидят на трибунах, человек десять, и пока свою маму найдешь, потеряться можно. Но мне очень всё нравится.
-- Тебе нравится публичность или ты домашний закрытый человек?
-- Нет, я очень люблю активность. Люблю, когда громко в зале. Хотя я ненавижу громкие резкие звуки, но когда публика начинает аплодировать, мне это очень нравится. Странно, кстати. Никогда не думала об этом… Салют рядом бабахнул, мне уже плохо. Вот на показательных, когда блестки высыпали на лед, там был резкий звук, и меня просто передернуло, испугалась. А когда публика рядом, окружает тебя в зале, это очень здорово.
Меня в обычной жизни часто узнают, что для меня удивительно. Еду в автобусе: «А вы не Аделия Петросян?» Думаешь, наверное, да, Аделия Петросян. И все удивляются, какая я маленькая. Уже третий год меня спрашивают в соцсетях про 140 см роста. У меня 150.
-- Огонь, вода и медные труды тебе не страшны?
-- Как это?
-- Это пройти через трудности и испытание славой.
-- Видимо, слава так редко на меня падала, что я это выражение даже не вспомнила. Иногда устаешь, конечно, когда просят автографы. С одной стороны, неудобно отказывать, потому что это часть нашей работы, и внимание зрителей приятно. С другой, бывает, у тебя затекли ноги, холодно, руки онемели, потому что ты, допустим, упал, и они из-за воды заледенели. Бывает сильная усталость, и когда не даешь автограф, люди обижаются, расстраиваются, и я прошу прощения, когда отказываю. Но я не считаю, что у меня есть «звездная болезнь», потому что в обычной жизни я могу критически к себе относиться.
-- Что приносит тебе удовольствие в жизни?
-- Первое, что приходит на ум, моя собачка, конечно, которая виляет хвостиком, выполняет команду, чтобы вкусняшку получить, ласкается, спит со мной. Это йоркширский терьер. Альмочка. Она выглядит как масипусечка. Я её обожаю. Ей уже три годика.
-- А помимо собачки?
-- Танцы. На этом чемпионате России я прямо танцевала перед своим прокатом. Это напряжение снимало. Люблю танцы.
-- Какой фигуристкой ты хочешь стать?
-- В мечтах, конечно, фигуристкой, которая, помимо прыжков, красиво скользит, садится низко в ноги. Это было бы прекрасно.
-- Чтобы ты сама пожелала себе?
-- Спокойнее реагировать, когда что-то не получается.
-- Удачи тебе и с наступающим Новым годом, чтобы все мечты сбылись!
Ольга ЕРМОЛИНА
Фото Юлии КОМАРОВОЙ и Михаила ШАРОВА