Каждому профессионалу важно признание, что всё, что он делает не зря. Особенно если речь идет о публичной деятельности, вобравшей в себя элементы искусства, что присуще фигурному катанию. Чемпионка мира и Европы Елизавета Туктамышева для многих стала символом продолжительной успешной карьеры, подтверждением и доказательством того, что невозможное возможно. Преодолев период «взросления», со всеми вытекающими сложностями, ученица Алексея Николаевича Мишина решилась на четверной прыжок, добавив его к своему коронному тройному акселю, который поначалу исполняли единицы фигуристок, тем самым опровергнув теорию, что ультра-си подвластны лишь юным спортсменкам. Несмотря на отсутствие олимпийских титулов, но благодаря стремлению развиваться и расширять границы возможного, Лиза вписала свои страницы в историю мирового фигурного катания.

17 декабря спортсменка отмечает день рождения, а через несколько дней стартует на чемпионате России в Красноярске, который станет для нее 15-м по счету в спортивной карьере!

KOM 9670

-- Лиза, мои поздравления! Перед началом этого сезона в своих интервью ты четко дала понять, что нашла для себя мотивацию, чтобы продолжать карьеру, и эта мотивация – дальнейшее развитие. Можно ли считать твою новую произвольную программу подтверждением тому?

-- Думаю, да. Вообще, мне кажется, что можно было не заканчивать только ради того, чтобы поставить и начать катать эту программу. Работа над ней для меня стала откровением, и в эту программу я вкладываю душу. Она получилась совершенно иной, нежели мои прошлые программы, например на тему Востока. Мне было интересно попробовать и сделать то, чего от тебя не ожидают, что у тебя не видели, и очень приятно, что это оценили. Мне кажется, люди увидели, что я действительно могу воплотить и катать новый образ, и этот образ мне на самом деле близок. Мне он нравится. Наверное, всё то, о чём я говорила в начале сезона, эта программа оправдывает.

KOM 0573

-- Чем близка тебе эта программа?

-- Эта программа (композиция «Одиночество» Игоря Крутого – прим.), как я её чувствую, не о физической слепоте. Она и об одиночестве, и в образе слепой героини есть некая опустошенность, непринятие чего-то, ощущение своего бессилия. В этой музыке и в этой программе это всё отражается. Все движения раскрывают смысл, когда хочется чего-то, но оно не досягаемо, и это нельзя не потрогать, не увидеть. Передать это в моменте программы довольно сложно. Нужно не только это пережить, вытащить из себя, но и не забывать о самой программе, об элементах, которые исполняешь. Но мне нравится, что в этой программе есть смена настроения. Что не только одна черная полоса. Но еще больше мне нравится трагичная концовка. Не потому, что я пессимист. Просто мне представляется в этом более глубокий смысл, чем заканчивать программу оптимистично.

KOM 0507

-- Судя по костюму к этой программе – изображению розы, в этом, наверное, есть отсыл к цветочнице из фильма с Чарли Чаплином, которая была слепой. Но ведь у тебя свой сюжет в этой программе.

-- Да, речь идет о женщине, которая ослепла. Она не может увидеть своих детей, своего любимого человека, и испытывает чувство обреченности. Но в какой-то момент появляется луч надежды, потому что, погружаясь в свои воспоминания, она будто прозревает, и появляется воодушевление, что она может видеть, разглядеть, потрогать, ощутить… Но ей это только кажется. То ли это сон, то ли ее огромное желание, основанное на внутренних переживаниях. Испытав состояние экстаза, она возвращается в реальность, и смиряется со своей горечью. Принимает свою обреченность, и в этом, как ни удивительно, проявляется ее сила.

Идею программы придумала постановщик Елизавета Навиславская. Но мы очень много работали над этой программой всей нашей тренерской командой.

KOM 8895

-- Если говорить о твоем характере, что предпочитаешь ты: плыть по течению, воспринимая происходящее как есть, если невозможно что-то изменить и это от тебя не зависит. Или действовать как та лягушка из притчи, которая попала в кувшин с молоком и, чтобы не утонуть, била лапками, пока оно не превратилось в масло, что помогло ей выбраться?

-- Для меня всегда самое лучшее решение в неопределенной ситуации делать то, что умеешь. И не потому, что так надо, хотя и не всегда хочешь. Мне просто кажется, что в «темных временах» всегда надо находить «свет». А так как для меня фигурное катание – свет, главное сейчас в моей жизни, то, конечно, я нахожу в этом отдушину, особенно если есть сильный интерес к тому, что делаю, к моим программам, к моему развитию как спортсмена.

Я, скорее, совмещу всё сказанное. Буду, естественно, на плаву, пытаться что-то сделать, и в то же время не форсировать сильно, просто плыть по течению, чтобы не питать ярких надежд, чтобы потом не испытывать сильного разочарования, если они не сбудутся, четко понимать ситуацию и находить способы, как что-то изменить в своей жизни к лучшему.

KOM 9082

-- Спортивную жизнь можно сравнить с дорогой, по которой следуешь каждый день из года в год. Но вдруг маршрут меняется, и предлагают выбрать иной путь, без четкого конечного пункта. Но выход из прежней «зоны комфорта» позволяет найти иные способы самореализации.

-- Да, так и есть.

-- Что ты для себя нашла?

-- Как раз я хотела затронуть эту тему. Когда складывается такой сезон, как этот, когда по не зависящим от тебя причинам что-то идет не по плану, когда нет конкретной цели, поехать на чемпионат мира или еще куда-то, то можно часть своей энергии, которая вложена в подготовку, воплотить в шоу. Выступать там и совмещать всё это. Пробовать разные образы, в чем-то новые для себя, и при этом получать эмоциональный заряд от публики. Можно, вообще, параллельно делать что-то другое. Иностранные языки начать учить. То есть развиваться. И делать это со свободной душой, потому что нет таких жестких ограничений, жесткого графика, когда все подчинено только подготовке, выступлениям.

KOM 9790

Я вспоминаю прошлый олимпийский сезон, тогда я не распылялась ни на что вообще. Только работа. Была конкретная задача выстоять. Этот сезон, безусловно, непростой по другим причинам, но он дается мне полегче, потому что в психологическом плане я, можно сказать, свободна в своём творчестве. Моя техника не становится от этого хуже. Мне по-прежнему важно хорошо делать то, что умею и могу. Но мне легче так тренироваться и кататься. Когда тебе говорят: «В этом сезоне мы немного поменяем маршрут и пойдем по другой колее», надо находить в этом плюсы и использовать с пользой для себя.

-- В какой степени интерес и мотивацию дают турниры нового формата, например, недавний прыжковый чемпионат?

-- Мне очень понравилось. В принципе, мы практиковали это раньше на Кубке Первого канала, но тогда это не было отдельными соревнованиями. И то, что сделали сейчас такой чемпионат по прыжкам, это круто! Всё было хорошо организовано. Мне понравилось, что были отдельные трибуны для каждой команды, и можно было там находиться, поддерживать, болеть за своих ребят. Каток был теплый, и провести столько времени на трибуне с командой не составляло проблемы. Да и такая атмосфера дружеская была.

KOM 1479

-- Сама идея соревнований только по прыжкам, наверное, поначалу воспринималась кем-то скептически. Но турнир оказался интригующим, и несколько часов пролетели незаметно.

-- Да, особенно интересно было следить за командным чемпионатом. И не только спортсменам, которые участвовали, но и зрителям.

-- Ты не выступала в личных соревнованиях. Почему было принято такое решение?

-- Я изначально подумала, что не буду выступать, потому что понимала, что даже если получится четверной тулуп в командном турнире, то, скорее всего, в личном я не буду его делать, потому что устану после командника, а там надо быть всё-таки в тонусе. А с одним тройным акселем в «личном» мне делать было нечего, потому что девочки прыгали бы другие четверные. Поэтому решила, что спокойно подготовлюсь, тем более, в тот момент я не совсем оптимально себя чувствовала, и это было правильное решение.

KOM 1732

-- Каждому профессионалу важно признание, публичному человеку особенно. Лиза Туктамышева для многих фигуристок стала неким символом преданности фигурному катанию, благодаря продолжительной карьере, и подтверждением, что и опытные спортсменки могут исполнять ультра-си. Это, конечно, приятно. Но что еще является для тебя стимулом продолжать?

-- Конечно, если бы не было развития, я бы закончила. Не знаю, но я чувствую, что могу еще. Какой-то сидит во мне потенциал, желание сделать еще что-то, лучше, и я хочу его реализовать, чтобы потом не жалеть. Ну и, конечно, большую роль играет мое окружение, тренеры, команда. Мы все вместе будем праздновать мой день рождения. Приятно! Что говорить, у нас очень хорошая команда. И это тоже одна из причин, почему я остаюсь в спорте, катаюсь. Как-то всё это вместе – тренер Алексей Николаевич Мишин, наша команда, мои физические способности – всё в совокупности даёт такой результат.

KOM 9888

-- Говорят, что наши мысли материальны. Какой бы ты хотела себя видеть, скажем, через 5-10 лет?

-- Уверенной в себе, успешной в чем-то еще, кроме фигурного катания, с четким ощущением, что могу еще что-то делать, помимо спорта, и у меня это хорошо получается.

Не знаю, в 18 лет мне казалось, что в 26 я буду иной, но прошло время, и я никак не изменилась внешне, по крайней мере. Это хорошо. Наверное, свою роль играет лед – «лифтинг эффект» постоянный. (Смеется).

Но если говорить не о том, какой бы я хотела видеть себя, а чего я хотела бы достичь, мне хотелось бы найти дело, которое приносило бы пользу не только мне, но и всем остальным, многим людям в мире.

Я ищу, я хочу, но это сложно. Если говорить откровенно, то страшно что-то новое начинать, потому что 20 лет ты делаешь одно дело, в котором профессионал, и начать что-то новое, где ты не разбираешься, не понимаешь, то страшно ошибиться и понять, что это не твое. Если я что-то найду, начну и пойму, что это не только приносит удовлетворение мне, но и пользу всем -- это будет классно. Вот тогда в моей душе будет гармония.

-- Спасибо, Лиза.

Подготовила Ольга ЕРМОЛИНА

Фото Юлии КОМАРОВОЙ

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки