«Большой спорт – это про результат и реализацию себя, где успех одного означает неуспех другого». Новый танцевальный дуэт Елизавета Шанаева – Павел Дрозд тренируется в группе Александра Жулина
В межсезонье в российских танцах на льду произошли «перестановки». Некоторые дуэты распались, образовались новые. Один из них Елизавета Шанаева – Павел Дрозд, которые начали тренировки в группе Александра Жулина.
До этого Лиза каталась с Девидом Нарижным. Ученики Ирины Жук и Александра Свинина были бронзовыми призерами юниорского чемпионата мира-2020, завоевывали медали на этапах и в финале серии Гран-при.
Успешная карьера в юниорах Павла Дрозда (в паре с Аллой Лободой он дважды становился призером юниорских чемпионатов мира) перешла в зону турбулентности на мастерском уровне. Прошлый сезон фигурист начал с Анжеликой Абашкиной, но после контрольных прокатов пара распалась. Теперь в новом сочетании Елизавета Шанаева и Павел Дрозд нацелены решить свои задачи и цели.
-- После олимпийского четырехлетнего цикла кто-то из спортсменов заканчивает спортивную карьеру, происходит смена партнеров в парах, появляются новые дуэты. Как началась ваша история?
П.Д. – Она началась, наверное, с того, что наш дуэт с Анжеликой Абашкиной распался. Это было ее решение -- неожиданное для меня, для всех. Было проделано много работы, но, видимо, три года вне спорта, когда Анжелика не выступала, дали о себе знать. У нее немного сменились ориентиры и цели, поэтому, наверное, она и приняла такое решение для себя.
-- Обидно?
П.Д – Обидно, потому что столько всего было сделано для получения релиза (Анжелика каталась за Францию с Луи Тороном – прим.), в плане подготовки к сезону. Были поставлены новые программы, мы выступили на контрольных прокатах. Казалось, что сезон у нас должен состояться, но… Что случилось, то случилось. Насколько я знаю, Анжелика сейчас занимается тренерской деятельностью. Надеюсь, у нее все будет хорошо.
Но все, что ни делается – к лучшему. Как только стало известно, что Лиза больше не катается с Девидом, я позвонил ей, предложил попробовать в паре. Мы поговорили. Это было в марте. И Лиза пришла. Уже больше месяца мы тренируемся вместе.
-- Лиза, твоя реакция на решение Девида?
Е.Ш. – Не хочу касаться этой темы, так как прошло уже довольно много времени. Я перевернула для себя эту страницу. И все, что было, оставила в прошлом. Воспоминания остались не очень хорошие, но я предпочитаю говорить о том, что происходит в моей жизни сейчас.
-- Как ты восприняла предложение Павла?
Е.Ш. – До того, как встать в пару с Пашей, я две недели не каталась вообще. Не тренировалась, не приходила на лед, на то были причины. И как-то вечером во вторник Паша позвонил, а в среду я вышла на тренировку к Александру Жулину.
Первые ощущения были немного странными. Когда столько лет в спорте и вдруг все неожиданно меняется, то, кажется, чего-то не хватает. Мне не хватало именно тренировок. Мама даже спрашивала, не хотела бы я тренировать? Но я понимала, что не готова, не хочу, что есть желание самой кататься. И когда впервые за две недели я вышла на лед, то получила такое удовольствие!
Естественно, поначалу было не все просто. Другая техника, другая школа. Кстати, очень похожа на школу Эдуарда Евгеньевича Самохина, у которого я каталась, как только перешла в танцы на льду. Затем несколько лет мы с Девидом тренировались у Ирины Владимировны Жук и Александра Васильевича Свинина. Там многое было иначе, чем у Самохина. И сейчас новый опыт работы с Александром Жулиным, его командой, где спортсменам доверяют во всем – в творческом процессе, выборе музыки, даже костюмов. Мне нравится, что акцент делается на самостоятельность и самодисциплину. Это мотивирует работать над собой. Без лишних стрессовых ситуаций. Все спокойно, с удовольствием. Каждый день ждешь тренировок.
-- Тренер, безусловно, играет ключевую роль, но, прежде всего, должно быть желание самого спортсмена. Что мотивировало вас обоих продолжать?
П.Д – Я не в первый раз прохожу этот путь, когда начинаешь, и все заканчивается. С Ксюшей Конкиной мы прокатались дольше, чем с Анжеликой, и причиной расставания стало здоровье. А здоровье есть здоровье – ничего не поделаешь. Я прекрасно понимаю то, о чем говорит Лиза, когда, оказавшись за пределами привычной колеи, возникает чувство, что чего-то не хватает. Потому что на определенном этапе фигурное катание – это действительно твоя профессия, дело, которым горишь и в котором хочешь реализоваться.
Фигурное катание – это спорт, тесно связанный с искусством. И любому творческому человеку хочется реализовать себя, создать, например, неповторимые непохожие образы и дойти до некой логической точки. Желательно высокой.
В паре это должны понимать оба партнера. И когда мы с Лизой договорились попробовать выйти на лед в первый раз, у меня уже были позитивные ожидания, потому что я следил за их дуэтом с Девидом. Это была моя любимая пара в юниорах. Яркая, не похожая на других. Они мне нравились.
Но в любом случае, чтобы новой паре проявить себя, необходимо время. И когда кто-то говорит, что как только взял партнера за руку и почувствовал, что это его, и они сразу понеслись – я не соглашусь. Потому что в новом дуэте есть моменты прикатки, разница в технике, другие вещи, например, насколько партнеры эстетически совпадают, по рычагам, мягкости коленей – базовым вещам. За этим следует период кропотливой работы, которую мы с Лизой делаем, и будем продолжать. Нас объединяет то, что мы оба очень заряжены и ставим перед собой высокие цели. Надеюсь, нам удастся их воплотить.
-- Паша, ты несколько раз все заново начинал. Не было мыслей переключиться на что-то другое, уйти из спорта?
П.Д. – Я не единственный, кто оказывался в такой ситуации. Когда что-то не складывается с партнером, то проходишь и переживаешь несколько стадий, пока не найдешь решения. Сначала шок. Потому что столько впахивал. А большой спорт – это действительно тяжелая пахота ради высокой цели. Никто в большой спорт просто отбывать номер не приходит. Это каждодневный труд. Но ни я, ни мои родители, которые привели меня в фигурное катание, никогда ни о чем не жалели.
Я рассказывал, что в детстве занимался футболом и фигурным катанием, но выбрал катание. Это был правильный шаг. Но когда после нескольких успешных сезонов в юниорах в паре с Аллой Лободой, у меня начался период турбулентности, то появлялись мысли: а может, сказать спасибо и начать новую главу? Да, были успехи, результаты, которые не каждому удается достичь, заработал себе имя и, может быть, на этом закончить? Но выходишь на лед, пробуешь что-то делать, и тренеры говорят, что получается классно. Смотришь соревнования со стороны, как зритель, и чувствуешь, что можешь так же, даже лучше, и понимаешь, что хочешь продолжать, что не сказал еще своего слова. И это подстегивает, и заставлять искать и ждать. А у меня еще есть комплекс отличника – все доводить до конца и делать по максимуму.
Кстати, до того, как встать в пару с Лизой, у меня был интересный опыт в шоу Татьяны Навки, где я участвовал в двух постановках «Руслане и Людмиле» и «Спящей красавице». Катался с Алиной Загитовой, Аделиной Сотниковой, а в «Спящей красавице» с Танечкой Волосожар.
-- Значит, опираясь на свой опыт, легко можешь приспосабливаться к разным партнершам.
П.Д. – Но мы же понимаем, большой спорт – это большой спорт, а шоу – это шоу. У меня и до этого был накоплен опыт с разными партнершами. И отчасти есть опыт, связанный с педагогической деятельностью. Это в любом случае помогает. Когда одни пары проходят свой путь чуть медленнее, то ты, имея «ключики», знаешь, как пройти его быстрей.
-- Лиза, что думаешь о своем новом партнере?
Е.Ш. – Паша сказал, что у него комплекс отличника. У меня он тоже есть, хотя стараюсь не нагнетать. Но мне было приятно, что в этом мы с Пашей сошлись. Он приходит на тренировку и знает, зачем мы здесь. Правильно распределяет время, все планирует. Ведет ежедневник. У меня тоже есть ежедневник. То есть в этом мы похожи. Я не так часто встречала людей, которые умеют все так четко разложить, распределить свои силы и время.
Когда мы начали кататься с Пашей, чувствовалась разница в школах, но я подстроилась. Даже хорошо, что работая с разными тренерами, я приобретаю разнообразный опыт. В группе Жулина во мне неожиданно проснулась большая любовь к хореографии. Сергей Георгиевич Петухов – уникальный человек, просто нечто. После его занятий я стала даже изучать историю балета, настолько меня заинтересовало.
-- Теперь понятно, почему вы выбрали для произвольного танца «Шехерезаду». Чья это была идея?
П.Д. – Честно говоря, я рад, что у нас с Лизой совпала любовь к классической хореографии. Мне всегда была близка классическая направленность, я стараюсь в этом совершенствоваться. В наш первый сезон с Аллой Лободой мы катали «Шехерезаду». Это один из любимых моих балетов и один из пунктов личной программы, который я хотел бы реализовать, пока сам катаюсь.
Чтобы наполнить программу смыслом, я готов в 10-й раз посмотреть этот балет. В разном исполнении. На разных сценах. В Санкт-Петербурге, Москве. Мы с Лизой это непременно сделаем. В моем окружении много друзей и знакомых из мира балета.
-- Например?
П.Д. – Галина Подтыкова – мой хореограф еще с тех времен, когда мы с Аллой катались у тренера Ксении Румянцевой. Галина Балкановна танцевала в «Большом» и открыла для меня классический балет, пробудила любовь к классической хореографии, искусству. Мы и сейчас добрые друзья. Она потрясающий профессионал.
В Питере есть замечательный хореограф-педагог, выпускница «Вагановки» Екатерина Савелова. Она выступала в народном ансамбле, работала с фигуристами, сейчас работает в одной из сильнейших школ по художественной гимнастике – «Жемчужина».
У нас есть и наш потрясающий Сергей Георгиевич Петухов.
Е.Ш. – которому мы уже признались в любви.
П.Д. – Можно еще прочитать истории создания разных постановок «Шехерезады». Вообще, о Петипа, Фокине, Дягилеве... И этот процесс погружения, сама постановка программы, воплощение образов на льду приравнивает фигурное катание к искусству.
О своих предпочтениях в музыке для новой программы я рассказал Александру Вячеславовичу, и мы все вместе приняли решение. Естественно, каждой паре подходит свой стиль, свои образы. И Жулин ответил: «О, вижу вас в этой программе». И все, что мы пробовали с Лизой, пока еще не было музыки – связки, какие-то вещи, тренеры это просмотрели, решали, что может уложиться в контекст нашей истории. Это очень интересный совместный процесс.
Е.Ш. – Все правильно. Паша предложил, тренеры отнеслись благосклонно. Наша постановочная работа оказалась совершенно новой для меня, а я открыта для всего нового. Хочется поскорее уже показать нашу программу, выслушать мнения. Предстоит еще заняться костюмами.
-- То есть, произвольная готова?
П.Д. – Почти.
Е.Ш. – Мы не особо торопимся. Время есть. Делаем все с душой.
П.Д. – Предстоит поставить еще ритм-танец. А в новом сезоне в ритм-танце много изменений.
-- Как вы к этому относитесь?
П.Д. – Я слышал мнения, что обязательную часть отменили потому, что мастера на таком уровне уже должны «уметь» кататься. Наверное, в этом есть доля истины. Но если мы убираем технические моменты, то исчезает некий баланс, мы больше уходим в субъективизм, потому что хореодорожка может кому-то нравиться, а кому-то нет. Тогда как ребро есть ребро, а ки-пойнт есть ки-пойнт. Ритм-танец всегда был технической программой. В конце концов, есть произвольный танец, где можно показывать другие вещи.
Но как в обществе происходят перемены, появляются новые тенденции, так и нынешние изменения в ритм-танце, возможно, являются попыткой и поиском разнообразия, отказом от повтора одного и того же рисунка паттерна. Сейчас сложно что-то определенно сказать. Возможно, со временем мы придем к чему-то интересному.
Е.Ш. – Мы успели неплохо выучить румбу, на удивление быстро. Затем узнали, что не будем ее в следующем сезоне катать. Расстроились.
П.Д. – Но Лиза катала «латину», я тоже. Думаю, будет интересно. Музыку для этой программы мы выбираем.
-- Что будет самым сложным для вас на первом старте?
П.Д. – Для начала нужно посмотреть и понять, как все будет. Я знаю Лизу, она меня, но как все сложится у нас в соревновательном моменте? У нас нет пока совместного опыта. Мы не знаем, как кто настраивается, а это очень тонкая настройка, которую нам предстоит изучить.
-- Вы будете обговаривать заранее эти моменты?
П.Д. – Конечно, будем обсуждать с Лизой, тренерами, потому что все настраиваются по-разному. Кого-то лучше не дергать. Надел наушники, включил музыку и ушел в себя. Кому-то лучше постоянно контактировать, общаться перед выходом на лед, чтобы, наоборот, не оставаться наедине с собой. Могут быть разные варианты. Но поскольку мы с Лизой очень мотивированы, то, возможно, в этом плане и не возникнет никаких проблем.
Е.Ш. – Последние два сезона я спокойно выходила на соревнования. Не было такого, что меня трясло. Наоборот, я их тех, кто настраивает партнера, может приободрить, утешить, если что-то пошло не так. Перед стартом могу спокойно разговаривать с окружающими. Для меня главное – получить удовольствие, чтобы потом, посмотрев видео, я сказала бы себе: мне нравится.
П.Д. – Ну тогда все нормально. Лиза назвала все то, что крутилось у меня в голове.
-- Что вы думаете о предстоящем сезоне? Как в непростой ситуации настраиваете себя?
П.Д. – Было бы глупо говорить, что каждый день мы должны совершенствоваться, не зная конкретных задач и целей. Процесс совершенствования должен быть и так -- по умолчанию. Но сейчас много неопределенности. Посмотрим, как будут развиваться события. В начале июня пройдет Конгресс ISU. Ждем новостей и продолжаем работать.
Как только появится хоть какая-то ясность, будем готовиться к стартам, показывать свои программы, заявлять о себе. А сейчас отпуск, после которого с новыми силами примемся за работу. Дальше будет видно.
Е.Ш. – Если говорить о целях, то начинается новый олимпийский цикл, и почему бы не ворваться в него? С новым партнером. Надежным, уверенным, опытным, организованным.
П.Д. – Соглашусь. Можно прибедняться, говорить стандартные фразы. Но большой спорт – это про результат и реализацию себя, где успех одного означает неуспех другого. И, естественно, наша цель занять свое место под солнцем. Для этого мы с Лизой и работаем.
-- Спасибо и удачи.
Ольга ЕРМОЛИНА, Татьяна ФЛАДЕ
Фото Татьяны ФЛАДЕ