Заслуженный тренер СССР и России по фигурному катанию, профессор Алексей Мишин рассуждает о том, как нужно выстраивать подготовку после карантина; говорит о сложностях, с которыми могут столкнуться спортсмены в этот период; рассказывает об учениках, сложных прыжках, долголетии в спорте и называет три составляющих, чтобы стать чемпионом.

 

«Накапливаю голод для работы»

-- Алексей Николаевич, как проводите свой карантин?

-- В Питере карантин немного не такой как в Москве. И теоретически я понимаю, что такое клаустрофобия и как сидеть в квартире, не имея возможности выйти на улицу, побегать, поехать куда-то, сходить к приятелю или потренироваться на катке. Я это понимаю. И хорошо, что у большинства фигуристов нашей группы есть дачи, можно уехать за город. Я тоже сижу на даче и использую этот перерыв, чтобы накопить энергию, силу, здоровье для финишного рывка по сезону, оставшейся его части.

Если говорить о моем быте, то встаю, делаю пробежку, проверяю, кто попался в мои рыболовные снасти. Появилось время посадить деревья, кусты, еще чем-то заняться на дачном участке, и я чувствую себя весьма комфортно. Рядом озеро, мы плаваем на лодках, гуляем. Не могу сказать, что ощущаю на себе какое-то угнетение, связанное с карантином, и, думаю, вынужденный перерыв будет способствовать моему оздоровлению, хотя я и так чувствую себя вполне хорошо. Накапливаю голод для работы.

B1854

За своих спортсменов я совершенно спокоен, потому что они находятся в руках Татьяны Николаевны Прокофьевой, которая ежедневно проводит онлайн занятия по хореографии, дает специальные упражнения, необходимые каждому фигуристу. Наши тренеры по ОФП Егор Челышкин и Игорь Афонин прекрасно занимаются по тем общим принципам, которые были сформированы в течение нашей совместной работы, когда каждый день посвящается одному из направлений развития определенных физических качеств.

-- Когда карантин закончится, как будете выходить, выстраивать тренировки? Есть опасения, что спортсмены не успеют полноценно подготовиться к сезону?

-- Могу провести аналогию, хотя любая аналогия не бывает абсолютно точной. Я вспоминаю наших выдающихся фигуристов прошлого – Четверухина, Овчинникова, Бобрина, других, они в свое время также были на передовой сложности исполняемых элементов. Так вот, отпуска тогда были длинные. Некоторые уезжали на отдых самостоятельно или с родителями, были оздоровительные сборы. Потом, когда спортсмены возвращались, бывало, катки еще не работали, «топили» лед. Получалось, в общей сложности, спортсмены не катались около полутора месяцев, а то и больше. Но уже через неделю, максимум дней 10, после того, как выходили на лед, исполняли на тренировках свои ультра-си – ультра-си того времени.

D16B6185

Не думаю, что прошлое поколение было более талантливо, чем нынешнее. Поэтому высказываю предположение, что фигуристы современности также будут выполнять ультра-си через неделю после начала занятий. И я хотел бы призвать сообщество фигурного катания не к стонам и кряхтению, а оптимистическому видению событий. Было бы хорошо, если спортсмены обменивались информацией: «О, я катаюсь третий день и сделал это! Работаю неделю и получилось вот это!». Мне кажется, будет правильным, если информационное пространство фигурного катания заполнится позитивными новостями. Это будет креативно, полезно и справедливо.

-- С какими «подводными камнями» можно столкнуться в этот период подготовки?

-- В чем я вижу сложность, которая может возникнуть, но она проявится не сразу, а тогда, когда закончится период исполнения отдельных элементов, и надо будет выполнять эти элементы в контексте кусков, даже не целой программы. Вот тогда к организму спортсмена будет предъявлено требование - сочетать два довольно противоречивых качества – силу и выносливость. Что я имею в виду? Исполнение сложных элементов в программе, даже отдельными фрагментами, потребует не просто скорости, не просто выносливости, а скоростно-силовой выносливости.

B0079

Как это наработать? За счет чего? Я помню времена, когда лидерами мировой легкой атлетики были австралийские бегуны – рекордсмен мира Херберт Эллиот, другие. Так вот тренеры этих спортсменов считали, что залогом успеха является равномерный длительный бег в подготовительном периоде. И если проводить параллели с фигурным катанием, думаю, в нынешней ситуации может быть полезным накатывание программ, так называемыми, макетами, которые заслужили много недобрых слов в один из периодов развития советского фигурного катания. Эта форма тренировок сейчас не настолько популярна в отличие от прошлых лет. Но макеты позволят приготовить спортсмена к исполнению элементов на фоне усталости. Хотя и практиковать такие тренировки постоянно неправильно, потому что современный и наиболее прогрессивный способ – исполнение целой программы со всеми элементами. Но к этому надо подойти через подготовительный этап.

-- То есть двигаемся спокойно шаг за шагом.

-- Я бы не назвал период, который нам предстоит, спокойным. Это будет сложно. Это будет период волнений и тревог. Период, если не травм, хотя и они возможны, когда функциональные возможности, вегетативная система будут давать сбои. Но при грамотном подходе все преодолимо. У меня нет опасения, что фигуристы рассыпятся и не смогут прыгать. Смогут. И очень быстро. А вот быть готовым к соревнованиям – вот это будет проблема.

«Если границы не откроют, будем тренироваться у себя,

за «железным занавесом» с надписью коронавирус»

D16B1089

-- Ваша группа часто выезжает на зарубежные сборы, где вы проводите семинары, тренировочные кэмпы, чтобы иметь возможность взять всех своих учеников, включая тех, у кого возникают финансовые трудности. Как быть сейчас, если границы не откроют?

-- Меня действительно часто приглашают провести семинар, показательные тренировки клубы и федерации разных стран. Мы ездим на такие сборы всей группой без исключения. И можем поработать с иностранными хореографами, которые нередко ставят нашим фигуристам программы. И бывает, что и я, и наш тренер-хореограф Татьяна Прокофьева, расплачиваемся за это либо своими именами, либо трудом, а иногда и деньгами, зато все наши ученики могут тренироваться на таких сборах.

Начало моей тренерской карьеры совпало с падением «железного занавеса», когда появилась возможность выезжать за пределы страны. В то время мы, немногие, кстати сказать, советские тренеры, возили спортсменов за границу, чтобы самим как-то прожить, прокормить учеников, в широком смысле слова, обеспечив их жильем и едой, нормальными условиями для тренировок. Фактически мы работали для того, чтобы готовить членов сборной команды Советского Союза.

B0473

Помню, когда мы только начинали ездить, то и Москвин, и Жук, и Плинер, и я снимали все, что только можно, создавая методическую базу для отечественного фигурного катания. Снимали и соревнования, и тренировки. И это были уникальные съемки, потому что в Союзе ничего этого найти было нельзя, ничего не показывали, ни по ТВ, нигде. Мы были «слепыми». Вернувшись из зарубежной командировки, мы приносили свои 8-мм пленки, прокручивали и смотрели. И сейчас, могу с уверенностью сказать, что достижения наших сильнейших девочек также просматривают другие, внимательно изучая, куда рука, куда нога, как прыгает, что делает… Да, была советская, сейчас есть российская школа фигурного катания, американская, японская… Но современный фигурист высокого класса – это продукт международных знаний.

А возвращаясь к вопросу о предстоящих сборах: если границы не откроют, будем тренироваться у себя, за «железным занавесом» с надписью коронавирус.

-- Есть понимание, где будете готовиться, в «Юбилейном», на спортивных базах?

-- Пока определенно ответить на этот вопрос не могу. Полной картины по срокам выхода из карантина, как будет все организовано, еще не сформировалось.

 

«Не иначе как «ever green» нашу любимую Лизу назвать не могу»

DSC 0618

 -- Если посмотреть на минувший сезон, кого из своих спортсменов вы бы выделили?

-- В целом, я доволен результатами сезона. Не иначе как «ever green» нашу любимую Лизу назвать не могу. Соня Самодурова показала, что может бороться со временем, и она успешно это делала и, уверен, покажет себя в следующем сезоне. Настя Гулякова обрела в своем катании тонкости и нюансы, утонченное прочтение музыки. Выступления Жени Семененко сопоставимо с хорошими стандартами взрослого мужского катания. И если бы не проблемы со здоровьем Лутфуллина и Лазукина, которому, кстати, вчера сделали операцию на колене, то и эти спортсмены ярче проявили себя. Как только у Глеба и Андрея все нормализуется, то, считаю, они займут достойное место среди сильнейших фигуристов.

-- В прошлом сезоне Лиза Туктамышева демонстрировала программы с 3-м акселем, делала ультра-си сольно и в каскаде. В конце сезона пробовала четверной. Как повлияет карантин на исполнение сложных прыжков, от чего это будет зависеть?

-- Если говорить о предстоящем сезоне Лизы, то надеюсь, новые программы станут лучшими в ее спортивной карьере, и это ощущение поможет ей справиться с техническими сложностями. Знаю из собственной практики: уверенность спортсмена в «жизнеспособности» программ напрямую влияет на результат. Когда человек выходит и знает, что у него замечательные программы, он будет лучше прыгать и лучше вращаться.

LTN18

-- Как вы отнеслись к тому, что постановка произвольной программы Лизы проходила в режиме онлайн вместе с Юрием Смекаловым?

-- Это было мое предложение, привлечь в этом сезоне в качестве постановщика Юрия Смекалова, с которым мы знакомы давно, плодотворно работали. Но инициатива Лизы и Юрия ушла далеко вперед: с помощью целого коллектива разных специалистов они сделали то, чего в фигурном катании еще не пробовал никто. Нам очень хотелось сделать что-то оригинальное. Судя по замыслу и первым наброскам программы -- не ошиблись.

-- Короткую программу, как уже сказала Лиза, ей ставили Анна Каппелини и Лука Ланотте?

-- Да, и это тоже нетривиальный ход. Были предложены две темы - Мадонна и «Спартак». Я двумя руками ухватился за «Спартака». И когда мы попробовали исполнить какие-то фрагменты под эту музыку, то она настолько подошла Лизе, что стало понятно -- угадали. И в одной и другой программе Лиза выглядит очень необычно. 

«Умалить сложность - время жизни не позволит»

GOL653

-- Известный тренер Ирина Винер дала такое определение художественной гимнастике – это риск, красота и спектакль. А какую формулировку дали бы вы фигурному катанию?

-- Тут я не скажу ничего нового. В свое время спортивный журналист, проработавший много лет в «Советском спорте» Анатолий Шелухин, предложил простую формулировку: фигурное катание -- это сила и грация. Мы можем теоретизировать по данному поводу, приводить другие термины, но сути это не изменит. Ничего другого, кроме сочетания этих двух сторон любого вида спорта, связанного с эстетическим восприятием, не придумаешь. И если мы посмотрим на гимнастику, синхронное плавание -- все эти виды развиваются по пути соединения силы и грации, сложности и артистического искусства.

И это правильный курс. И суть этой формулы победит любые тенденции, которые существуют и могут появиться в ближайшем будущем, как в правилах соревнований, так и в правилах судейства. Под правилами соревнований я подразумеваю - содержание программ, количество прыжков, их расстановку в программе… Программа соревнований и правила судейства могут меняться. Возможны флуктуации, происходящие в зоне критериев оценки художественной составляющей. Они будут существовать. Но как бы ни затягивали фигурное катание, налево или направо, все равно логики спорта не победить. Умалить сложность - время жизни не позволит.

-- Это можно сравнить с куклой-неваляшкой: в какую сторону ни качни, встанет на место.

-- Да, тяжелая неваляшкина «попа» останется на месте, как ни болтай головой. Все равно сложность будет основой.

-- В последнее время развернулась дискуссия о долголетии в фигурном катании. Ваша позиция?

-- Отвечу так: можно кататься долго, можно кататься коротко, но нужно кататься хорошо.

 

«Три компонента должны совпасть, чтобы спортсмен стал выдающимся»

63

-- По вашему мнению, что отличает чемпиона от простого спортсмена?

-- Отвечу не совсем точно на этот вопрос: какие компоненты должны совпасть, чтобы спортсмен стал выдающимся? Три составляющих: спортсмен должен родиться талантливым, он должен оказаться в нужном месте и в нужных руках.

Пример: Артур Дмитриев. В свое время мне написал мой бывший студент Фанис Шакирзянов, что у него есть способный одиночник. У меня тогда был хороший подбор своих спортсменов, да и Артур был довольно крупным, и я не видел его в одиночном катании. Тогда Шакирзянов связался с Москвиной. И Москвина взяла парня из Норильска. И что получилось? Талантливый спортсмен Артур Дмитриев оказался в Петербурге у Москвиной, где уже тренировались олимпийские чемпионы. Он оказался в правильных руках и выиграл две Олимпиады.

Второй пример. Талантливый Женя Плющенко оказался в нужном месте, в «Юбилейном», в группе с олимпийским чемпионом Алексеем Урмановым, другими замечательными ребятами, и в правильных руках -- моих. Дальнейшее известно…

Я вспоминаю фильм с Владимиром Высоцким, где играла Марина Влади, «Колдунья» назывался. Так вот если бы прекрасная колдунья осталась в лесу, то ее красоту никто бы не увидел…

Alexey Mishin zhena Tatjana 02

-- В какой степени успех спортсмена зависит от него самого и от тренера, который с ним работает?

-- Талантливый спортсмен и плохой тренер выиграет у бесталанного спортсмена и замечательного тренера.

-- Кратко, но емко.

 

«Запрет на алкоголь приведет к самогоноварению в интернете»

-- В последнее время фигурное катание в России очень популярно, в интернете много обсуждений, все знают, что, кому надо делать, как говорил один юморист: каждый суслик - агроном. Как вы на это реагируете?

-- Пусть говорят и пишут, что хотят. И суслики, и агрономы. Остановить это невозможно. Запретить нельзя. Комментариев много, бывают плохие, бывают глупые. Но наряду с ними есть замечательная аналитика, авторы которой говорят разумные вещи, основанные на детальном анализе. Так что моя позиция: пусть высказываются все. Запрет на алкоголь приведет к самогоноварению в интернете.

-- Что привлекает вас в тренерской профессии?

-- Скажу так: я много чего умею делать, но лучше всего мне удается то, чем занимаюсь на катке.

-- Спасибо за интервью. Какие-то ваши выражения точно разойдутся на цитаты.

Ольга ЕРМОЛИНА

Фото А.НИКОЛАЕВА, Юлии КОМАРОВОЙ, Михаила ШАРОВА, Ольги ТИМОХОВОЙ, Натальи ПОНАРИНОЙ, Татьяны ФЛАДЕ

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки