Чемпионка мира и Европы Елизавета Туктамышева откроет соревновательный сезон на этапе Кубка России, который пройдет на этой неделе. В прошлые выходные спортсменка показала новые программы на контрольных прокатах в Сочи, а через несколько дней отправилась в Самару.

О стратегии подготовки ученицы, работе с новым хореографом Ришаром Бено и насколько сложно было включаться в работу после триумфального прошлого сезона, в интервью тренера фигуристки Алексея Мишина.

Алексей Николаевич, в прошлом сезоне вы апробировали новую для Лизы схему стартовать как можно чаще. Будете ли вы придерживаться этой линии сейчас?

Лиза в начале прошлого сезона и в начале этого – совершенно разные спортсменки. На старте прошлого сезона Лиза находилась в глубоком спаде и думала о том, состоится ли вообще ее дальнейшая карьера в связи с взрослением, травмами голеностопа и спины. В тот период времени нам действительно было очень сложно строить какие-то планы.

В этот сезон Туктамышева входит в ранге чемпионки мира, так что исходные позиции очень сильно отличаются. Но точка зрения моего тренерского штаба такова, что начало сезона необходимо пройти в энергичных стартах. На этой неделе Лиза выступит в Самаре, затем в Японии, будет участвовать в турнире в Ницце.

Будете ли вы корректировать план подготовки в зависимости от итогов первых стартов и чего вы ждете от них?

B1854

На старте сезона будет применена та же система, что и ранее. А что касается результатов первых соревнований, то я вспоминаю своего ученика Алексея Урманова, который выиграл Олимпийские игры, а на следующий год стал четвертым на первенстве Европы при очень слабом составе. Успешный сезон – это испытание, и анализ итогов Олимпиады в Сочи подтверждает это. Большое количество спортсменов, которые триумфально завершили олимпийский сезон, на следующий год столкнулись с определенными трудностями, которые вынудили их по тем или иным причинам досрочно завершить сезон или пропустить его вовсе.

Прошлый сезон у Лизы также получился триумфальным. Она выиграла финал Гран-при, чемпионат Европы и чемпионат мира. Но принципиально «политику» мы не меняем, хотя понимаем, что сейчас Лиза находится не в оптимальной спортивной форме. Так что итоги первых стартов меня не смущают, потому что состояние высокой спортивной формы и высокого уровня планируется достичь, начиная с этапов Гран-при.

Новый сезон Лиза начинает в ранге чемпионки мира и это ко многому обязывает. С этой точки зрения настолько сложно было делать новые программы, чтобы фигуристка выглядела в них иначе, и не хуже, чем в прошлом году?

Вопрос справедливый и разумный, и мы предполагали такой ход мыслей у зрителей и всего сообщества фигурного катания, поэтому сделали максимум того, чтобы в этом сезоне Лиза выглядела совершенно по-другому. И результаты прокатов в Сочи говорят о том, что Туктамышева приобрела совершенно новый имидж, открыла новую страницу в художественном восприятии женского катания. Например, такое музыкальное произведение как «Кармина Бурана» чаще использовалось танцорами, мужчинами, но я не помню, чтобы под нее ставили программы женщины, потому что это музыка в чем-то трагедийная, серьезная. Мы взяли ее для короткой программы. Для произвольной выбрали оперу Эдварда Грига «Пер Гюнт». Та работа, которая была проведена, дала свой итог. По мнению большинства специалистов, задача по преображению, приданию Лизе другого облика, успешно решена.

Кого вы привлекали в качестве постановщиков?

Произвольную ставил Стефан Ламбьель. Для работы над короткой программой пригласили другого хореографа француза Ришара Бено. Познакомились с ним случайно. В течение полутора лет я получал по почте сообщения, что молодой французский хореограф хочет сотрудничать с фигуристами моей группы. Сам он бывший танцор, выступал в балете на льду. Когда мы были в Швейцарии у Ламбьеля, то посмотрели и работы Бено. Мне показалось, что это как раз то, что нам нужно, и мы воспользовались предложением.

Я очень благодарен хореографам за помощь, но все равно с теми программами, которые составляются ими, выигрывать нельзя. Самые лучшие хореографы и специалисты по постановке программ – это мы, тренеры. В этой связи я очень благодарен нашему хореографу Татьяне Прокофьевой, которая сделала максимум того, чтобы обе новые программы Лизы превратились в соревновательные.

B9926

Для чего тогда искать новых хореографов, если программы все равно переделываются?

Переделываются. Но дело в том, что современный мир – интегральный. Если мы возьмем такие виды человеческой деятельности, как наука, искусство, спорт, то современный чемпион является продуктом новых технологий, достижений в самых разных областях. Чтобы не отставать от времени, двигаться вперед и брать все лучшее, мы должны держать руку на пульсе, знать и понимать, что происходит сейчас в современном балетном искусстве.

В прошлом сезоне Лиза – единственная из фигуристок прыгала сложнейший прыжок тройной аксель. Какие планы на этот счет?

Всем нашим коллективом мы выстраиваем работу с прицелом на трехлетие, а не только на следующий сезон. Наша цель – Олимпиада, и мы к ней движемся. В этом и следующем сезоне будем пробовать не только два тройных акселя, но и думаем о четверном тулупе. На тренировках используем разные методы, чтобы приготовить спортсменку к его исполнению. Пока он не получается.

На гребне успеха Лиза оказалась в центре внимания, но шумиха, ажиотаж вокруг спортсмена сильно психологически выхолащивают. Повлияло ли все это на спортсменку, изменилась ли она?

Главное, чего не произошло с Лизой, пагубного влияния «медных труб». Туктамышева оказалась маленькой, но очень умной девочкой. Она по-прежнему работает легко, по-прежнему отзывчива, мудра и доброжелательна. Думаю, что мама Лизы, Елена Сергеевна, должна быть горда своей дочкой не только как спортсменкой, но и как очень хорошим, умным, добрым и порядочным человеком.

Ольга ЕРМОЛИНА
Фото Ольга ТИМОХОВА

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки