С Александром Жулиным мы встретились на московском катке «Лаура», где полным ходом шла работа над постановками новых программ. На льду вместе с чемпионами мира и Европы в танцах на льду Викой Синициной и Никитой Кацалаповым тренировалось еще несколько пар и несмотря на концовку сезона царила классная рабочая атмосфера. Непростой прошлый сезон из-за пандемии ковида заставил всех переосмыслить многие вещи, которые раньше считались неизменными по умолчанию. Наверное, в этом есть некий положительный момент -- люди стали ценить то, что имели и имеют.

Именно пандемия, вынужденный «простой», подтолкнули Александра Жулина к идее написать свою биографию и воспоминания. С этой темы и начался наш разговор, который затем, естественно, коснулся итогов прошедшего сезона, подготовки к Олимпийским играм и, конечно, побед Виктории и Никиты.

-- Александр Вячеславович, на какой стадии работа над книгой?

-- Дописал, 178 страниц получилось. Отправил издателям, они прислали ответ, что надо подправить, изменить, подчистить, добавить. Думаю, к сентябрю запустим. Писал сам, ни одного слова мне никто не помогал. Во время пандемии от нечего делать начал что-то набрасывать, потом показал жене, знакомым. Смотрю, смеются, нравится, живая история. Вите Петренко, Сергею Пономаренко отправил, чтобы почитали. Пономаренко так увлекся, стал разные истории вспоминать, но почему-то про себя. Я ему: «Серег, книга-то про меня». Но в ней много смешных моментов. Самое сложное было про личную жизнь рассказать. Поначалу я в ужасе был. Никого не хотел обидеть. Особо в личные детали не углублялся, всем и так все понятно. Книга о моей жизни, с самого детства и дальше пошло, пошло… Пожалуй, самые скучные последние главы, где пишу, вот был чемпионат Европы, потом чемпионат мира и снова чемпионат Европы… Пытался, это как-то оживить, но там много не придумаешь. А вот когда детство, юность, всякие хулиганства, там интересно. Как ездили в Тур Коллинза и чудили. Есть что вспомнить...

-- Думаю, выхода вашей книги многие будут ждать. Если вернуться в сегодняшнюю жизнь, этот сезон для Вики с Никитой начинался со знака вопроса, но закончился более чем успешно. Как преодолели?

VikNik21

-- Просто катастрофический сезон в плане начала, хотя ничего не предвещало. Из-за пандемии это был, пожалуй, самый неудачный сезон, не только у нас, у всего мира, но закончился для нас он так, что такого успешного сезона я не припомню. Да и не было такого, чтобы два чемпионата мира подряд (ЧМ в Швеции и WTT в Японии) сразу выиграть. Это круто.

Хотя и Вика поначалу мучилась с коленом, потом переболела коронавирусом. У Никиты со спиной была огромная проблема. Я просто не рассказывал об этом, но был момент, когда он доехал до дома и не мог из машины выйти, позвонил соседу, тот спустился, и его поднимал, настолько все было плохо. Никита на тренировке сделал движение, Вику поднял, а через какое-то время, когда поехал домой, «заклинило».

Но в этом году у многих большое количество травм, потому что все форсировали подготовку, естественно. Дома просидели на карантине, а дома, сколько ты ни качай пресс, ноги, лед -- это другое, ты должен быть в тонусе. А ребята вышли на лед, конечно, сразу захотели новую программу, сразу захотели вкатать короткий танец и бум… Но все проходили примерно через одно и то же. Поэтому сезон получился безумно необычный, и я так мечтаю, чтобы на следующий год и сбор прошел, и подготовка прошла нормально, чтобы никого не закрыли.

-- Где сбор планируете?

-- В Новогорске. Не будем рисковать, боимся куда-то ехать, потому что вдруг опять карантин. В Новогорске в крайнем случае нас закроют, будем сидеть и тренироваться.

1743

-- Какие выводы сделали из этого необычного сезона?

-- Чем меньше катаемся, тем лучше.

-- Что? правда?

-- Получается так. Шучу, конечно. Какие выводы сделали? Для меня самый главный вывод, что Вика с Никитой – те люди, которые не зазнаются после побед, наоборот, победа на чемпионате Европы в Граце их объединила, они поверили в себя, наконец, перестали нервничать, что у них будут какие-то, тьфу, тьфу, ошибки. Они просто по-другому стали работать и мне стало комфортнее, и мы понимаем друг друга хорошо. Поэтому вывод: надо продолжать в том же ключе, никаких не надо пререканий ни с тренерами, ни в паре, просто, как мы выбрали этот путь с прошлого года, который привел нас к Грацу, так мы его сейчас и придерживаемся. Стало понятно, что нам хватило буквально трех недель, чтобы набрать суперформу к чемпионату мира. В Стокгольме Вика с Никитой были в очень хорошей форме. Буквально звенели. Они выполняли все, что говорил тренер и сами на это шли. Не было такого, чтобы я что-то просил, а они отнекивались, болит, не хочу или тяжело. Просто все выполнили и поехали.

То есть вывод: три недели для спортсменов такого уровня в принципе достаточно, чтобы подготовиться к старту, но с одной оговоркой, со старыми программами. В следующем сезоне самое главное, угадать с программами, чтобы они были удобными, и чтобы не вмешалась никакая проблема со стороны коронавируса или еще какой-то заразы, чтобы мы просто успели все это вкатать. Потому что, как правило, новый материал тяжело вкатывать. И надо все проверить и на контрольных прокатах, где об ошибках скажут, и на российских турнирах, где-нибудь в Сызрани или Саранске, где можно допустить ошибку и не бояться, потому что начало сезона и, как говорит тренер, надо пойти, ломиться, не опасаясь того, что не получится идеально. Затем выступить на «Челленджерах», мы взяли Братиславу и Алма-Ату.

WTT21

С этапами Гран-при еще непонятно. Но если все будет окей, хотели бы выступить в Москве и Китае, но как «отжеребимся». Москва – понятно, а Китай -- чтобы пристреляться, понять, как это будет на Олимпиаде, потому что соревнования будут начинаться рано, а тренировки чуть ли не в 5 утра. Поэтому на сборе в Красноярске перед Олимпиадой, который любезно организует наша федерация, будем специально просыпаться очень рано, тренироваться и в 9 утра делать прокаты. К этому надо привыкать, а не так, что просто встал, проиграл Олимпиаду и ничего не помню.

-- На Олимпиаде в Корее было похожее расписание.

-- Все сделано под Америку, для телетрансляций.

-- Не смущает, что расписание на Олимпиаде делается удобным для ТВ, а не спортсменов?

-- Я это понять могу. В Америке никто не будет просыпаться в 5 утра, чтобы посмотреть соревнования. Плюс надо задумываться и о спонсорах, чтобы деньги были в нашем виде спорта, а то так с Этери Георгиевной (Тутберидзе) все фигурное катание переместится в России и весь мир «загнется». В этом, конечно, есть доля шутки. Но это может стать и реальной проблемой. Думаю, Этери Георгиевне надо брать иностранных спортсменов, чтобы была какая-то конкуренция. Я, например, был бы не против, если б у нее тренировались и японки, и американки, чтобы была конкуренция. А сейчас семь русских девочек послать на соревнования, и они все семь первых мест займут. Поэтому в Америке люди и бросают спорт, потому что не понимают, как с русскими бороться.

-- В группе Тутберидзе тренируются иностранцы, Шома Уно приезжал, но не выдержал.

-- Потому что Сергей Дудаков мне потом рассказал, что Шома провел 15-минутную разминку на полу -- на полу! -- расстроился и дал понять: тренируйтесь так сами. Уехал к комфортному Ламбьелю и сами видите.

-- После нескольких тренировок в Новогорске Шома даже отказался от экскурсии по Москве, чтобы просто полежать и отдохнуть.

 G1A4931

-- Вот вам и ответ на разговоры о гормонах роста. Пахать надо и все. Если можешь, выдерживаешь и выигрываешь.

-- У вас уже есть опыт подготовки в олимпийском сезоне, вы сами были призером двух Олимпиад, готовили Екатерину Боброву – Дмитрия Соловьева, до этого Татьяну Навку и Романа Костомарова. На что надо делать акцент в олимпийский год?

-- С Навкой и Костомаровым у меня был первый опыт работы с парой такого уровня. Это было непросто. На Олимпиаде мы проиграли обязательный танец итальянцам и пережили очень неприятный момент. До этого уступили им в этом виде на чемпионате Европы в Лионе, и нам советовали тогда сняться, потому что бригада была не очень, но мы этого не сделали. За несколько месяцев до Турина Таня ломала ногу, плюсневую кость, и не каталась весь октябрь. Представляете, сломать ногу в олимпийский год! Ходила в специальном «сапоге», Рома катался один. И начали мы готовиться только с ноября и за четыре месяца успели, все сделали.

Я бы что сказал про Олимпиаду: по прошествии многих лет я понял, не надо стараться делать из олимпийского сезона нечто special. А порой так бывает, начинаешь метаться, это же олимпийский год! Но когда ты просто делаешь программу, ты кайфуешь и потом вдруг получаются «Поющие под дожем» или какой-то еще шедевр. Просто ставишь, а Никита с Викой поехали и что-то делают на льду первые 20 секунд. Мы тогда с Петуховым переглянулись, говорим: «Давайте так и оставим, мы просто ничего не хотим добавлять, это от вас идет». Порой и так бывает. Поэтому в олимпийский сезон не нужно накручивать себя, что это Олимпиада. Главное, чтобы музыка нравилась, шаги нравились, чтобы спортсмены получали удовольствие и где-то начать переживать с декабря.

SK21

-- Что значит переживать?

-- (Смеется). Понимать, что скоро Олимпиада. Как ни крути, но в какой-то момент все равно начинается весь этот безумный ажиотаж. Как в случае с Юлией Липницкой на Олимпиаде в Сочи. Не думаю, что для 15-летней спортсменки откататься в команде и в личном турнире была такая уж нагрузка. Но когда после командника все на нее набросились, оборвали телефон, задергали, то вся эта стрессовая ситуация могла стать причиной такого ее выступления в личных соревнованиях. А Аделина (Сотникова) в этот момент хотя и переживала, что ее не взяли на командник, спокойно готовилась, никто ее не трогал. Вышла и выиграла. Поэтому мы тоже стараемся оградить себя от лишнего внимания и представляем, что это обычный сезон, потому что, поверьте, внутри спортсмен, как бы он ни настраивал себя, все равно, ложась в кровать, прокручивает программу, как я на Олимпиаде буду ее катать. Вот эти мысли лучше гнать или сгоришь как спичка.

-- Но у Вики с Никитой тоже есть опыт выступления на Олимпийских играх.

-- Никита вообще старожил. А Вика, не помню, была в Сочи?

-- Да, в паре с Русланом Жиганшиным. У них с Никитой будет вторая Олимпиада. В Питере на чемпионате России в 2017-м травма Никиты помешала отобраться в Корею.

-- Но после того чемпионата России они сели, поговорили между собой и их как подменили в хорошем смысле. Сработала пословица: нет худа без добра, потому что на тот момент все было настолько плохо, и они понимали, что и Олимпиаду пропустили, и сезон мимо, но главное, у пары сложился определенный имидж, который тяжело было сломать, хотя все судьи сидели и ждали, когда же они прокатаются. И вот прошло время, они начали кататься, и все встало на свои места.

 G1A4621

-- Вика очень изменилась, стала самодостаточной, и ребята выглядят очень гармонично в паре.

-- Согласен. Вика повзрослела, поумнела, видимо, анализирует, и мы об этом все время говорили и говорим. В первый сезон бросалась в глаза их некоторая разница с Никитой, но затем все снивелировалось. Началось с программы танго, когда Вика стала другой, они совпали. До этого мне многие говорили: «Никита, конечно, Никита, а Вика красивая». А сейчас она стала настоящей skater. Я знаю, почему так было, тут свои секреты. У ребят была техника разная, и это на самом деле являлось большой проблемой.

Казалось бы, ерунда, мелочи какие-то, а это очень мешает. Партнер, когда начинает понимать, что не может вложиться в полную силу, а рядом человек, который, условно говоря, едет в другую сторону, это бесит страшно. Поэтому когда мы с Майей (Усовой) катались, я старался сначала все разобрать, чтобы все было удобно. Кому охота просто так работать, хочется, чтобы было и удобно, и комфортно, и не морочиться без толку. С того времени я так и действую с учениками. Сначала все выстраиваю, чтобы стало комфортно и удобно, чтобы спортсмены получали удовольствие в какой-то степени, потом начинаем растаскивать рисунок, скорость увеличиваем. Конечно, что-то разрушается, но это совсем по-другому, чем ты сразу в программу впрыгиваешь и начинаешь на полной скорости ее катать, а потом замечаешь: задница торчит на километр, а это никуда не уходит, ты уже вкатал. Поэтому лучше вкатать все красиво. Но это мой подход. Кто-то, может, совершенно с этим не согласен.

-- На тренировке мы слышали музыку, под которую вы ставите Вике и Никите произвольную программу. Готовы ее озвучить сейчас?

VSinitsina21

-- Это точно будет Рахманинов. Что за музыка конкретно не скажу, потому что сами до конца не определились. Я ненавижу музыку кусками, да и Рахманинов самодостаточен, но по правилам нужна смена ритма, настроения и в этой программе идеально ляжет еще один кусок. Если вы обратили внимание, мы так делаем уже третий год: Дворжак, вставка Эйнауди и снова Дворжак до конца. В Бахе то же самое с вкраплением Крейслера. Когда мой друг скрипач Эдгар Акопян прислал мне музыкальный отрывок Крейслера, я спросил: где раскопал? Потому что меня достали со всеми «Призраками оперы», прочими, а тут музыка, которая идеально легла.

Поэтому и в постановке новой произвольной оставим тот же принцип: мощная музыка, которая займет главенствующее место, и потом на хореодорожку, лифты возьмем другой кусок, пока не скажу, какой, потому что не определился.

-- Выбор Рахманинова – отзвук той программы, поставленной для Вики и Никиты в олимпийский сезон?

-- Честно говоря, эту музыку Никита принес, и они с Викой стали катать ее с такой душой, с такой любовью, что я сразу просек: им очень нравится, им самим, а это немаловажный фактор. Когда людям самим нравится, они совсем по-другому работают. У меня была своя очень интересная музыка, я ее поставил, посмотрел на лица ребят, понял: да, нравится, но не горят. Потом сам проверил, заставил их сделать подобие дорожки прошлого года под Рахманинова и свой вариант. Под Рахманинова зашло сразу, а под ту, что я предложил, чего-то не хватало. Естественно, я еще 15-20 вариантов прокрутил, искал, слушал на льду, и в конце концов определил: то, что выбрали они, бесподобно.

SinitsinaKatsalapov AZhulinTrainingMai21

Конечно, мне очень нравилась та программа под Рахманинова, которую ребята катали в прошлом олимпийском сезоне, но в тот момент они к ней были не совсем готовы. Эта будет другая музыка. И они, уже взрослая зрелая пара, смогут иначе Рахманинова скатать. Да и потом олимпийский год – русская пара, русский композитор и настолько гениальная музыка, должно получиться.

-- В олимпийский сезон, судя по всему, надо делать программу такую, чтобы затем не менять ее.

-- Чтобы не делать резких экспериментов как с «Птицами» Кати и Димы (Бобровой – Соловьева) в 2014-м. Все-таки Катя с Димой -- такая пара, которой надо было находить актерский образ, потому что если они просто катали нечто красивое, этого не хватало. А с Никитой и Викой мы придумываем истории, которые внутри номера. Мы ничего не объясняем, да у нас никто и не спрашивает, потому что они настолько заполняют собой программу, чувствуют музыку, у них великолепная харизма, и Сергей Георгиевич Петухов всегда придумывает какую-то сказку, историю, которую рассказывает им в зале, и они знают, что они катают. Мы все вместе обсуждаем, говорим, в этой части надо показать любовь и осветление, в другой – грусть, и нужно, чтобы это работало и это работает. Вика с Никитой хорошие катальщики.

Но я стараюсь ставить так, чтобы нравилось не только мне и им, но и всему нашему тренерскому штабу. Вот когда это совпадает, тогда я вставляю элемент. Но когда мне очень что-то нравится, я чувствую, элемент супер и он стрельнет, а тренерскому штабу не нравится, я все равно его оставляю, я же «main coach». Все-таки опыт есть. Стараюсь не перегружать программы сложностью, потому что раньше этим грешил. Мне нравилось, что все сложно, сложно, а потом, когда смотрел по телевизору и на компьютере, думал, зачем же я так? Хотел как лучше, чтобы судьи сказали: «Вау, так круто, такие сложные вещи делают», а общее впечатление оставалось, много мельтешения. Со временем понял, надо делать все выборочно, не нужно бояться достоять, додержать. Но это приходит с опытом.

SinitsinaKatsalapovAZhulin21

-- Произвольная программа на музыку Рахманинова будет контрастировать с «уличными» ритм-танцами. Уже есть понимание, как работать над новым коротким?

-- Уличные танцы пришли из Америки, и пока мне сложно понять, какой именно должна быть программа. Говорят, это может быть блюз, но не в классическом понимании. Тогда в каком? Пока этого никто объяснить не может и в правилах четко не прописано. Можно брать танго, фокстрот, латину… Но мне это не близко, потому что части программы совпадают по ритму, настроению, а мне, например, интереснее было бы увидеть томный блюз, настоящий, где чувствуется некая нега, а во второй части все остальное: дорожка и показывай рэп, хип-хоп, street dance, что хочешь. Это мое мнение.

Сейчас все уперлись в обозначенную тему и пытаются что-то делать. Но много непонятно. Если, например, в финнстепе все ясно: финнстеп – это тот же квикстеп и примерно понимаешь, это подскоки, стиль польки и прочее. Блюз всегда был в нашем понимании медленный танец, нега, все тягучее, на волнах. Но говорят, что на улице блюз так не танцуют, а как?

Конечно, мы будем советоваться со специалистами, и видео отправлять, и на самый высокий уровень, и нашим судьям, потому что в олимпийский сезон очень не хочется промахнуться.

AbashkinaDrozd21

-- Надеемся, со временем все прояснится. Сейчас на тренировке вместе с Викой и Никитой льду было еще несколько пар. Расскажите о своей группе.

-- Появилась новая пара Анжелика Абашкина – Павел Дрозд. Бывшая партнерша Паши Ксюша Конкина серьезно заболела и состояние здоровья не позволило ей продолжить спортивную карьеру. Паша остался без партнерши. Появился вариант с Анжеликой. Раньше она выступала за Францию, но, наконец, получила релиз, и будет кататься за Россию. С этой парой связаны наши определенные ожидания. Но надо учитывать, что спортсменка два года не каталась, работала тренером в Швейцарии. Как приехала, травмировалась, потому что пошли другие нагрузки. Но, думаю, все будет хорошо у ребят. Конечно, Паша очень вырос как фигурист. Анжелике будет тяжело за ним тянуться. Но программы у ребят очень удачные получились. Хотим, чтобы они сразу стали выступать. Будем форсировать и готовиться. Они работяги.

Катаются у нас две французские пары: Евгения Лопарева – Жоффре Бриссо и Юлия Вагре – Пьер Суке. Пока из-за ситуации с ковидом непонятно, как будет строиться наша работа, скорее всего, ребята будут тренироваться то здесь, то у себя. В любом случае будем это обсуждать с французской федерацией. Сара Уртадо и Кирилл Халявин из испанской сборной готовятся. В июле приедут украинцы Александр Назарова и Максим Никитин. Очень люблю эту пару. Мы продолжаем дружить с Украиной, и я не вижу в нашей совместной работе никаких проблем. Все бы так дружили как мы.

WagretSouquet211

Есть еще юниоры, порядка 15 пар. Елизавета Шичина – Гордей Хубулов -- они по результатам сезона в юниорскую сборную вошли. Софья Качушкина – Олег Муратов, мальчик с Украины, за нас катается.

Группа хорошая, с ребятами работают мои бывшие ученики Юлия Злобина и Алексей Ситников. Очень круто работают. Ставят программы, никого не ждут, все делают и пашут, пашут. Я очень доволен. Конечно, я курирую это дело, смотрю, даю советы. Если надо поставить, помочь, я, безусловно, рядом. Но у меня всегда были в приоритете взрослые, и ребята в этом плане меня сильно разгрузили. С юниорами ведь нужен другой немного подход: чехол в руку и заставлять. А взрослых заставлять не надо, там все в порядке с мотивацией.

Главное, атмосфера на катке у нас хорошая. Хороший каток, пусть и канадского размера. В августе рядом откроется новый, большой, 60 на 30, и один из наших руководителей мне тут сказал: «Саш, может, не будете переходить, у вас этот лед такой счастливый, все повыигрывали». Я спросил, будут ли нас дней за пять до соревнований на большой лед пускать, чтобы подстроиться? Ответили: без проблем, катайтесь, сколько нужно. Но эта «канадка» у нас и правда – lucky.

Подготовили Ольга ЕРМОЛИНА и Татьяна ФЛАДЕ

Фото Татьяны ФЛАДЕ, Юлии КОМАРОВОЙ, Марии ЕВТЕЕВОЙ, из личного архива спортсменов

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки