На прошедшем в Санкт-Петербурге чемпионате России Александра Степанова – Иван Букин завоевали золотые медали, став двукратными чемпионами страны в танцах на льду. О серьезной подготовке к этому старту с новой командой; настрое на произвольный прокат после снятия с чемпионата Виктории Синициной - Никиты Кацалапова из-за травмы партнера; своих программах, которые настолько увлекают самих спортсменов и публику, что нет ощущения, что все это, по выражению Александры, происходит где-то «за стеклом»; послеолимпийских планах и другом спортсмены рассказали в интервью сайту ФФККР.

-- Вы завоевали чемпионский титул второй год подряд. Можете сравнить два чемпионата России, когда было сложнее и почему?

Александра: Сложно сравнивать, потому что год назад чемпионат России вообще был нашим первым стартом сезона. Мы тогда не ставили перед собой каких-то грандиозных задач, потому что нужно было просто начать соревноваться после перерыва, откатать свои программы, чтобы это не выглядело «провально»…

Иван: Начало того сезона и вся первая половина получились скомканными. Мы много болели, много пропустили…

Александра: И в той ситуации никто не ждал от нас чего-то феерического. Мы правильно сделали, что решили вернуться к старой произвольной программе.

KOM 6466

Иван: Потому что накатать вот эту («Ромео и Джульетта» -- прим.) тогда было почти невозможно. А старая программа была уже обкатана на соревнованиях, обкатана у нас в голове, нашим телом…

Александра: Насколько я помню, учитывая все обстоятельства, мы откатались в Челябинске неплохо для себя. А этот чемпионат России получился совсем другой. До этого мы выступили уже на двух этапах Гран-при и с каждым стартом старались корректировать и улучшать катание, программы. К тому же, наши тренеры Ирина Владимировна Жук и Александр Васильевич Свинин привлекли к работе с нашей парой Николая Александровича Морозова, Алексея Юрьевича Горшкова и достаточно большую группу специалистов, включая наших хореографов, Алену Самарскую и других. Получилась такая большая команда.

Иван: Это было нужно для того, чтобы ускорить процесс подготовки, развернуть его немного в другую сторону, добавить свежих идей, нового взгляда…

Александра: Поэтому и этот чемпионат России был для нас интересен еще и как промежуточный этап, итог проделанной работы. Нам самим хотелось понять, увидеть, насколько мы сумели справиться, потому что за достаточно короткий отрезок времени мы многое поменяли как в плане подготовки, так и нюансах самих программ. И результаты надо было показать на чемпионате России, а этот старт всегда волнительный и очень важный, тем более в олимпийском сезоне.

81

Иван: Было тяжело готовиться к этому чемпионату, так как было реально проделано много работы. Работы разной, интересной, сложной. Первые две недели после Гран-при во Франции было особенно интересно - надо было переварить большой объем информации и в голове не все сразу укладывалось.

Александра: Порой у меня даже возникали опасения и страх: как мы это поедем? Маленькими кусочками все было круто, хорошо – мы наслаждались. Но в голове сидела мысль, а что будет, когда поедем целиковый прокат, когда начнет пробивать усталость? Как все это вкатать? Но очень неплохо получилось, даже с первого проката целиком.

Иван: В итоге мы смогли все собрать. И по тому, как зрители поддерживали нас в «Юбилейном», было понятно - получилось. Конечно, мы пересмотрели потом свои прокаты, отметили моменты, которые надо доработать. В частности, нам немного не хватило скорости в произвольной программе, хотя по эмоциям это было гораздо сильнее, чем на Гран-при.

-- Как повлияло на ваш настрой произвольной программы то, что лидеры Виктория Синицина – Никита Кацалапов снялись по травме. Не было мыслей: победа в кармане, можно проехать в «полноги»?

 G1A3598

Александра: Наверное, логично, что в подобной ситуации у кого-то такие мысли и появляются, но не у нас. Мы не видели ребят в разминочном зале, но нам никто и не говорил, что они снимаются. Мы узнали об этом перед выходом на лед, когда диктор объявил. Но никакой расслабленности не наступило, наоборот, нервов, может, прибавилось.

Иван: В спорте бывают разные ситуации и самое важное понимать, что нужно тебе самому делать: как выходить на лед, катать программу, думать о своем состоянии, партнере, задаче, которая стоит на этом старте и которую надо решать… Думаю, эта сосредоточенность и не позволила сделать каких-то подвижек в сторону нервозности или расслабленности. Мы четко понимали, что хотим показать то, над чем работали, что успели улучшить и это почти удалось. Как я сказал, нам немного не хватило скорости в произвольной программе, но это не такая большая проблема, ее исправить гораздо проще, чем психологические моменты.

-- Умение правильно настроить себя перед стартом играет важную роль. В этом сезоне вы пропустили контрольные прокаты, некоторые соревнования и стартовали уже на этапе Гран-при, где состоялся премьерный показ ваших новых программ. То есть каждый старт – преодоление?

Иван: Так и есть. Не знаю, плюс это или минус, но на Гран-при мы выходили, понимая, что нас ждет, какими могут быть переживания, потрясения и что делать в такой ситуации. Это не отменяло наших волнений и переживаний, потому что первый старт сезона и сразу этап Гран-при…

KOM 6825

Александра: Нас спасло огромное желание, наконец, показать публике наши новые программы. Произвольный танец мы поставили достаточно давно, но по объективным причинам не было возможности его накатать и доработать. И новый короткий танец нам очень нравится, и очень хотелось представить эти программы.

Первый этап Гран-при был для нас немного легче, чем второй. Несмотря на то, что какие-то моменты в прокатах не получились, к концу произвольной мы подустали, но мы были очень заряжены эмоционально и постарались дотянуть обе программы от и до.

А на втором Гран-при, помимо желания показать свои программы, появилось стремление уже кого-то опередить, хотелось, чтобы все заметили, как за время между Гран-при, улучшились наши программы. Поэтому по эмоциям, нервам второй этап Гран-при был потяжелее, нежели первый.

-- Ваша новая произвольная программа на тему «Ромео и Джульетта», которую довольно часто берут фигуристы. Что вас привлекло в этой истории?

Иван: Мы уже рассказывали, что год назад нам поставили показательный номер «Ромео и Джульетта» для шоу Ильи Авербуха, и этот номер понравился.

Александра: Он был простой, без чего-то сверхъестественного, но сама идея оказалась клевой, и мы с тренерами решили сделать произвольную программу.

 G1A3694

-- Программа получилась оригинальной. Как вы сами считаете, за счет чего?

Александра: Мне кажется, свою роль сыграл необычный подбор музыки. По первым аккордам, если не знаешь названия, не сразу понимаешь, о чем программа. И это заставляет всматриваться, угадывать, включаться. Если бы сразу звучали известные мелодии «Ромео и Джульетты», то все было ясно: ну, красивая музыка, красивый танец, за которым наблюдаешь как за чем-то «за стеклом». А в нашей программе, благодаря музыке, появилась некая загадка, и это делает программу интересной. И сама музыка по ходу развивается и доходит до кульминации.

Иван: Когда Александр Васильевич показал нам первую музыкальную часть, мы подумали, что это совсем не похоже на «Ромео и Джульетту» и даже были некоторые опасения. Но когда он скомпоновал музыку целиком, то реально получилось очень необычно.

Александра: Я помню нашу первую реакцию, это было - вау! И сама идея, которую предложила Ирина Владимировна, сделать что-то не похожее на классические версии «Ромео и Джульетты» была крутой.

KOM 5046

Иван: В первой части программы музыкально мы вообще не затрагивает эту историю. Нет знакомых музыкальных фраз, отсылок. И зрители, которые видят программу впервые, воспринимают ее на уровне эмоций. И только когда начинает звучать знакомая музыкальная тема «Ромео и Джульетты», происходящее на льду обретает смысл, становится понятно, что было до этого. И нам самим хочется проживать эту историю на льду так, чтобы она воспринималась как история, а не отдельные элементы, составляющие программу. Важно, чтобы зрителям передались наше внутреннее состояние, эмоции, чтобы они понимали каждое движение, которые обретало смысл.

Александра: Программа всегда отражает внутренний мир исполнителя. Когда мы взрослеем, то жизненные ситуации, с которыми мы сталкиваемся, заставляют нас иначе взглянуть, переосмыслить какие-то вещи. В нас самих происходят перемены, в наших отношениях с людьми, друг с другом, и все это позволяет глубже раскрывать и передавать темы, которые мы рассказываем на льду.

Иван: Нам было сложно и в то же время очень интересно работать над этой программой. Мы очень много времени уделяли каждой мелочи, которая должна цеплять зрителя, потому что все хотят чем-то выделяться, отличаться, и в танцах на льду сейчас это сложно сделать.

IMG3038

Нам было важно попробовать что-то новое для себя, потому что сейчас такая тенденция катать то, что тебе идет, найти свой стиль и двигаться в этом направлении. И это круто смотрится, потому что можно раскрыться и реализоваться максимально.

С другой стороны, мы понимаем, что спортивная карьера – это не такой уж долгий период времени, и нам хотелось бы попробовать себя в разных стилях, направлениях, амплуа… К примеру, хип-хоп – веселый, забойный танец, которому отдаешься и просто кайфуешь. Наша произвольная программа – это глубокая история любви, который каждый воспринимает по-своему.

-- Вы очень подробно рассказали о программах, которые покажете через несколько дней на чемпионате Европы, затем Олимпийские игры, а что дальше?

Александра: После Олимпиады кататься мы точно продолжим.

Иван: А ближайшие планы расписаны как минимум на 3 месяца. Чемпионат Европы в Таллинне, предолимпийский сбор в Красноярске, Олимпиада в Пекине… Надеемся, никаких неожиданностей не случится, и Олимпийские игры состоятся в срок.

Ольга ЕРМОЛИНА, Татьяна ФЛАДЕ

Фото Марии ЕВТЕЕВОЙ, Юлии КОМАРОВОЙ, Михаила ШАРОВА, Ирины ЦИМФЕР

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки