Елена Буянова – тренер олимпийской чемпионки Аделины Сотниковой в интервью перед началом олимпийского сезона рассказывает о строящемся новом катке ЦСКА, спортсменах своей группы и оценивает ситуацию в одиночном катании накануне Олимпийских игр.

 

«Строители обещают сдать новый объект к сентябрю»

-- Елена Германовна, грядет новый сезон, и фигуристам, как опытным, так и начинающим, необходимы условия для подготовки. Как обстоят дела со строящимся катком ЦСКА?

-- Коробка – стены, крыша уже есть, подведены все необходимые коммуникации, и сейчас ведутся внутренние работы. Строители обещают сдать объект к сентябрю, но даже если к новогодним праздникам, будем очень рады. С открытием нового катка мы получим два льда и возможность проводить полноценный набор детей в нашу спортивную школу. В прошлом году из-за нехватки льда и нестабильного расписания (так как мы полностью зависим от хоккея) мы вынуждены были набрать одну группу вместо трех.

-- Каким будет новый каток?

-- Проект нового катка создавался с учетом наших пожеланий. Помимо льда, предусмотрены три тренировочных зала – хореографический, тренажерный и большой зал для занятий по ОФП. На балконе будет беговая дорожка, дополнительные тренажеры. Важная деталь, на новом катке появятся большие удобные раздевалки, поскольку сейчас у нас с этим проблема. Все наши фигуристы тренируются на тренировочном катке, который находится рядом с Ледовым дворцом ЦСКА. Изначально планировалось использовать этот лед в качестве тренировочной арены, каток не предназначался для спортивной школы, поэтому и сложно всех разместить.

 

«Рада, что Маша Сотскова закрепилась в основном составе сборной»

-- Год назад вы начали работать с фигуристкой Машей Сотсковой. Как оцениваете прошедший сезон?

-- Маша провела свой первый сезон на взрослом уровне, и я рада, что спортсменка закрепилась в основном составе команды. Когда мы только начинали, то на первом летнем сборе я видела, насколько Маше было тяжело. Но она выдержала, справилась, перетерпела и пошла дальше. Все мы, тренеры - Максим Завозин, Марина Селицкая, хореограф Ирина Тагаева, тренер по ОФП старались помочь спортсменке преодолеть «юниорский барьер», потому что работа на юниорском и взрослом уровне разная.

C61I4144

Маша – человек большого трудолюбия. Если бы этого не было, то не было бы ее результатов. До перехода в ЦСКА Маша тренировалась у замечательного тренера Светланы Пановой, которая не только привела спортсменку к серебру чемпионата мира среди юниоров, победе в финале Гран-при, но и привила ей очень важные качества. Маше не надо долго объяснять. Она идет и делает, при этом еще и сама добавляет. Все эти навыки не возникают вдруг. Они должны быть заложены с детства.

Для попадания во взрослый состав, Маше предстояло сделать шаг наверх, и мы понимали, что именно ей нужно добавить. Для меня важно, что по окончании сезона иностранные специалисты отметили, что в российской команде появилась не просто еще одна спортсменка, а спортсменка интересная, со своим лицом и стилем.

И это на самом деле так. Маша – высокая, с красивыми руками, интересно смотрится на льду. Но эти внешние данные – рост (а Маша продолжает расти, формироваться) создают определенные сложности. Высоким фигуристкам вдвойне трудней, приходится больше работать.

-- Сейчас в вашей группе будет тренироваться еще одна сильная спортсменка Елена Радионова.

-- Я не хотела бы пока на эту тему много говорить. Всем известны примеры, когда в одной группе тренируются сильные спортсмены. К примеру, Ханю и Фернандес.

IMG 7694

Появление Лены в нашей группе стало неожиданностью. Хотя спортсменку я знаю с детства, она всегда тренировалась рядом. Это наша девочка. Я знаю ее плюсы и минусы, проблемы. Знаю, что характер у Лены непростой. Но и Маша при всей ее интеллигентности девочка со стержнем, сильным характером. Но так и должно быть. Другие фигуристки, если иметь в виду характер, до такого уровня не доходят.

Маше повезло, что в силу сложившихся обстоятельств мы очень много работали с ней вдвоем в прошлом сезоне. Но и сама фигуристка давала такую возможность. Это тоже большое дело, когда спортсмен готов воспринимать и делать все, что говорит тренер. В этом плане Маша – благодатный материал. Она не боится ничего, с ней можно все пробовать.

Понятно, что с Леной времени на раздумья у нас практически нет, нужно сразу включаться в работу и уже в процессе учиться понимать друг друга. Программы девочкам поставлены. Маше делал Петр Чернышев. Произвольную Лене -- Ше-Линн Бурн. Короткую мы оставили с прошлого сезона, поскольку Лена не так много раз ее катала, а программа получилась удачной.

 

«Адьян должен сам понять, сможет ли продолжать кататься»

-- После чемпионата мира велось много разговоров о мужском одиночном катании, о том, что в этом виде мы отстаем. Талантливые мальчики в сборной наперечет. Поэтому вопрос, а что с Адьяном Питкеевым?

-- В течение года Адьян практически не расставался с врачами. Выдержать такое молодому парню тяжело, а ситуация у Адьяна непростая. Сезон мы вынуждены были пропустить, хотя Петя Чернышев поставил Адьяну прекрасные программы. Но травма постоянно тормозила тренировочный процесс, и это нас останавливало. Бывали периоды улучшения, но как только добавлялись нагрузки, у спортсменка возникали боли в спине. И это, похоже, уже перешло в хроническую стадию. А нужно учить новые элементы. Соперники ушли вперед. Мы разговаривали с Адьяном на эту тему. Но он должен сам понять и для себя решить, сможет ли он продолжать кататься. Питкеев очень талантливый и одаренный фигурист – жаждущий, впитывающий. Очень жаль, что травма помешала ему реализовать свой потенциал. Но здоровье – это здоровье. Я сама через это в спорте прошла, и что такое травмы и болезни, знаю не понаслышке.

IMG 7604

-- Почему вы предпочитаете работать с небольшим количеством учеников?

-- У меня нет необходимости создавать большие группы. Я люблю работать с учениками, полностью отдаваясь этому делу. И уж если беру кого-то, в особенности спортсмена высокого уровня, то должна отвечать. Это не значит, что так правильно, что только так и нужно. Но я такая. Я не умею работать поверхностно, тренировать в полсилы, поэтому мне важно видеть отдачу, результат, чтобы получать удовлетворение, понимать, что все не зря.

Конечно, всегда чего-то будет не хватать, потому что всегда можно сделать еще лучше, добиться большего. Наверное, поэтому я редко бываю полностью удовлетворена выступлением своего спортсмена, потому что знаю: каким бы ни был результат – это только стимул, чтобы двигаться дальше. По этой причине я редко выхожу на награждение учеников. Это их радость, их счастье, заслуга их работы. Сразу после соревнований уезжаю домой, чтобы побыть с семьей, переключиться. Мыслями я уже в будущем, этот старт для меня в прошлом. Если не получилось, то надо думать, почему, и работать в 10 раз больше. Если результат хороший, то это не повод, чтобы расслабляться. В спорте все мимолетно.

 

«Старалась поддерживать Аделину во всем»

-- Какие чувства вы пережили после победы Аделины Сотниковой на Олимпиаде в Сочи?

-- Олимпиада – особый старт, который полностью выхолащивает и тренера, и спортсмена. Внутри остается только пустота, потому что так долго шел к этому успеху, столько сил, эмоций, нервов было потрачено. Сегодня какие-то вещи я понимаю лучше, чем тогда. В то время у меня не было достаточного опыта. С Аделиной я чувствовала, что после победы на Играх сразу выходить на лед, продолжать кататься – невозможно. Я считала, что спортсмену нужно дать время, чтобы насладиться своей победой, успехом. Это очень важный и особенный момент, когда крылья вырастают за спиной, и ты уносишься куда-то очень далеко.

-- Поскольку у вас есть уже определенный опыт, каким должен быть по времени оптимальный перерыв – месяц, два, год…

-- Год много. Но тут все зависит от самого спортсмена, опыта, желания, мотивации, цели. В нашей ситуации с Аделиной, возможно, негативную роль сыграла травма. Спортсменка травмировалась накануне этапа Гран-при в Москве. До этого у Аделины не было каких-то серьезных болячек. А после Игр где-то расслабилась, не тренировалась как раньше. Вот и сработал накопительный эффект – всего по чуть-чуть и это обернулось травмой.

D16B9782

А то, что дальше, все ушло немного не в ту сторону, куда нужно, тоже можно понять. Соблазн велик. И весь вопрос в том, что выберет сам спортсмен. В любом случае это будет его выбор.

Вполне допускаю, что на тот момент Аделина и сама до конца не определилась, чего она хочет. Но я как тренер старалась поддерживать спортсменку во всем. Считала, что это решение ее семьи, родителей, что им так нужно.

-- Как вы отреагировали на решение Аделины возобновить спортивную карьеру и тренироваться с Евгением Плющенко?

-- Весь прошлый сезон я практически не видела Аделину. О том, где она находится, узнавала из интернета. Обидно, что о своем решении она сообщила по телефону, прислав SMS. Зная ее, понимаю - да, ей так проще. Но в жизни нужно уметь пересиливать себя.

Аделина - взрослый человек. Хорошая спортсменка. Замечательно катается, тонко чувствует музыку, двигательно очень одаренная. Она стала прекрасной актрисой, которая будет востребована в любом шоу. Она развивается, пробует себя в разных сферах деятельности. Мне это нравится.

Что касается возобновления спортивной карьеры, то пока это беспредметный разговор. Насколько я знаю, со слов самой спортсменки, сейчас она серьезно травмирована, и думаю, что к тренировкам на льду пока не приступала. Не берусь утверждать, но говорят, что каток у Жени нестандартный, а это плохо для спортсменки такого уровня. О Жене как о тренере ничего не могу сказать, так как для этого надо воспитать хотя бы одного спортсмена. Что представляет собой его школа – рассуждать рано, потому что школа – это тренеры и результаты учеников, а тут все только начинается.

Аделина хочет вернуться. Но хочет уже три года. Женя хочет попробовать. Но пока это все на словах. Дай бог, если у них получится - буду рада. Мы с Петром Чернышевым и Ириной Тагаевой свою работу сделали, дали девочке профессию, многому научили. А как Аделина распорядится этим, время покажет.

 

«Генетику мы не изменим»

-- Коль мы заговорили о Плющенко, можете объяснить, почему после Плющенко и Ягудина в нашей сборной до сих пор не появились одиночники такого уровня?

-- Возможно, потому, что мы перестали работать на опережение. В свое время мы с Ковтуном были одними из первых, кто пробовал в короткой программе два четверных, в произвольной – три. Нас многие тогда осуждали. Но жизнь показала, что этот был правильный путь. Сегодня все мужское одиночное катание движется именно в этом направлении, увеличивая количество четверных и многооборотных прыжков. Ребята пытаются делать уже пять четверных в программе, и это дает новый толчок развитию вида.

IMG 1209

Да, у нас есть хорошие спортсмены. Миша Коляда – безумно талантливый парень. Он немного поздно влился в сильную компанию, потому что была травма. Но если Коляда успеет за год пройти свой путь, честь ему и хвала. У этого спортсмена есть все данные, чтобы подняться выше.

Самарин, Алиев, другие молодые ребята. Пока они не могут на равных конкурировать с лидерами мирового катания, но у них верное направление. Кстати, Саше Самарину произвольную программу сделал Петр Чернышев, короткую – Никита Михайлов. Не буду раскрывать всех секретов, скажу только, что болельщиков ждет большой сюрприз.

-- После чемпионата мира знаменитый тренер Елена Анатольевна Чайковская высказала мнение, что увеличение количества четверных у мужчин изменит селекцию спортсменов. Востребованными станут мальчики невысокого роста, с короткими ногам, то есть более низким центром тяжести.

-- А где их брать? Если по телосложению наши мальчики отличаются от азиатов, то генетику мы не изменим. Мальчиков вообще в фигурное катание приходит мало, а после года обучения остается еще меньше, многие уходят в хоккей. Так что мы вынуждены работать с теми, кто есть.

 

«Только профессионалы могут оценить, какая огромная работа была проделана тренерами Медведевой и самой спортсменкой»

-- За счет чего в России появилось так много сильных фигуристок?

-- В фигурном катании девочек изначально гораздо больше, жестче конкуренция, отбор, что формирует их характер. У наших спортсменок сильный характер. И с этим не поспоришь. Возьмите Женю Медведеву. Выдержать такое количество стартов, выигрывать все соревнования второй сезон подряд, до этого побеждая на юниорском уровне... Только профессионал может оценить, какая огромная работа за этим стоит, какой запас прочности был создан. На подходе Алина Загитова. Очень живая, с мягким катанием. Появление таких спортсменок – в первую очередь заслуга их тренеров. Можно рассуждать, что нравится, что не нравится. Но вы попробуйте сделать это сами! У тренеров и их спортсменов есть результат и точка!

CS0I1243

Понятно, что отбор в олимпийскую команду будет сложным, поскольку у нас много сильных девочек. Вместе с тем и недооценивать соперниц неправильно. Если брать недавний чемпионат мира в Хельсинки, что прежде всего речь идет о двух канадках – Кейтлин Осмонд и Габриэль Дэйлман. Они разные с Женей. Медведева – легкая, воздушная, с присущим ей артистизмом. Осмонд – сочетание мощи, легкости и женского катания. Внешне спортсменка выглядит взрослой, с уже сформировавшейся фигурой. Когда мы пересекаемся на тренировках перед соревнованиями, то, глядя на ее удачные прыжки, я вместе с ней ощущаю эту мощь, этот подъем. Дэйлман тоже прыгает наотмашь. Но она может прыгнуть, а может - нет. Но обе фигуристки - взрывные, яркие, сильные.

Каролина Костнер – классика фигурного катания. Я рада, что она вернулась на лед. Даже когда я наблюдаю за прокатами макетов ее программ, то получаю большое наслаждение. Есть и другие спортсменки. Накануне Олимпиады никого нельзя сбрасывать со счетов.

Безусловно, на протяжении последних лет наши девочки задавали планку женскому катанию в мире. И во многом благодаря этому соперницы подтянулись. Сейчас все ведущие фигуристки владеют сложным техническим набором. Так что на Олимпиаде предстоит борьба. Но, как я сказала, у наших спортсменок сильный характер, и просто так места своего они не уступят.

Ольга ЕРМОЛИНА, Татьяна ФЛАДЕ

Фото Юлии КОМАРОВОЙ и Михаила ШАРОВА

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки