3 января чемпионка мира и Европы Елизавета Туктамышева в составе группы тренера Алексея Мишина отправляется на сбор в эстонский Тарту, где продолжит подготовку к следующим соревнованиям сезона. С чем были связаны трудности на первых стартах и почему чемпионат России явился переломным моментом для фигуристки в интервью Елизаветы Туктамышевой сайту ФФККР.

-- Лиза, еще до начала этого сезона Алексей Николаевич Мишин говорил о том, что после прошлого успешного спортивного года вам будет непросто выступать в нынешнем. Но в вашей карьере были разные периоды, и в отличие от многих спортсменок есть опыт, как справляться с подобными ситуациями. Что надо делать, чтобы преодолеть все эти временные проблемы?

-- Во-первых, нельзя подаваться панике после неудачных прокатов. Спасибо Федерации и всем людям, которые понимают, что это очень тяжело. В первую очередь, мне приятно, что и мои тренеры все это осознают. Естественно, в том, что происходило в первой половине сезона, во многом моя вина. На чемпионате России сама позволила себе такую вольность, что в короткой и произвольной программе допустила ошибки. Но в принципе все это было ожидаемо, так как я очень долго входила в форму. Только за две недели до поездки в Екатеринбург, на турнире в Загребе более-менее обрела то состояние, в котором должна была быть к серии Гран-при.

IMG 6601

Из-за того, что я трудно и поздно начала сезон, у меня оставалось очень мало времени на подготовку. Я долго не могла войти в нужное состояние, и это давило психологически. Я понимала, что не так хорошо готова. И после успешного прошлого года, это было очень трудно, тяжело. У меня просто взрывался мозг. Эмоционально все это выдержать было непросто. А после чемпионата России у меня как камень с души упал, хотя я и выступила в Екатеринбурге не лучшим образом. Но сейчас все закончилось, можно спокойно продолжать двигаться вперед.

Да, вы правы, это опыт. И все это я уже проходила. Сейчас будем готовиться к финалу Кубка России. Вполне возможно, что не все еще потеряно. У тех, кто удачно выступит в финале Кубка страны, еще есть шанс отобраться и попасть в команду на чемпионат мира. Главное – не опускать руки. Тренеры меня поддерживают. И если трезво оценивать сложившуюся ситуацию, то никакой катастрофы не произошло. До Олимпиады два с половиной года. Нужно не упустить момент, когда необходимо будет постепенно подниматься в гору, надо следить, чтобы не было резких перепадов, потому что это сильно сбивает, ведь на международной арене судьям тяжелее судить, когда спортсмен нестабилен.

-- Что в большей степени повлияло на ваше состояние -- моральная усталость, потому что любые эмоции, пусть даже положительные, выхолащивают, или физическая, так как в ранге чемпионки мира и Европы необходимо подтверждать завоеванные титулы, а это гораздо сложнее, чем добиваться?

-- На самом деле я вообще ничего не понимаю. Летом нисколько не волновалась. Чувствовала себя вполне нормально. Но…

Начинали мы с нуля. Даже после моей травмы не было такого сложного восстановления как после прошлого сезона. Алексей Николаевич не понимал, что со мной происходит. Я буквально не могла собрать элементарные вещи. Не могла и все. Так как я уже прошла пубертат, то дело было не в теле, а что-то сидело в мозгах. Да, какие-то изменения в структуре тела произошли, но я была в хорошей физической форме. Мы занимались ОФП, прыгали, в зале все выполняли. А на льду что-то не пошло. Одно из объяснений, которое я вывела для себя, что на тех прежних ощущениях я была в идеальной форме. Весь сезон прошла хорошо. На тренировках ничего не срывала практически. И это продолжалось достаточно долго. У меня все это настолько засело в голове, что когда пошли небольшие срывы в начале сезона на тренировках, то для меня это оказалось настолько неожиданно, как камнем по башке. С каждым разом я становилась менее уверенной в себе. Какие-то элементы вообще перестали получаться.

IMG 6611

-- И психологически себя загнала.

-- Да. Это было очень трудно осознать, хотя мне говорили, что будет нелегко. Но я не думала, что настолько. На самом деле я рада, что мы не пропустили сезон, потому что были и такие мысли, так как мы не знали, что делать. Но сейчас я выхожу и делаю то, что умею и как умею, и аксели, все остальные прыжки. Да, в сегодняшней ситуации мне соревноваться и бороться за лидерство сложно, потому что нужна колоссальная эмоциональная устойчивость. Сейчас для меня главное – стабильность. А с акселем, да когда ты еще не в идеальной форме, вдвойне тяжелей. Все-таки это тройной аксель!

Но сейчас, повторюсь, у меня камень с души упал. Просто нужно проанализировать все, что было, и идти дальше, внести какие-то мелкие изменения в программы и продолжать учить четверной прыжок, нарабатывать два тройных акселя. Это еще не максимум, на который я способна. Я это чувствую и знаю, что еще не раскрыла до конца весь потенциал, не внесла в фигурное катание все то, что могу и в плане хореографии, и в прыжках. Мне кажется, что я на многое еще способна.

-- Вам не кажется, что все происходящее в этом сезоне – это некая «защитная реакция»? Вы ведь и раньше, неудачно катали короткую программу и вытаскивали себя в произвольной. То же самое сейчас: сделали шаг назад, чтобы с более низкого старта прыгнуть выше?

-- Может быть. У меня такая психология: мне нужно «убиться», чтобы затем со спокойной душой выходить на старт. Ведь если все время держаться на одном уровне, то получается, что от меня постоянно будут чего-то ждать, возлагать какие-то надежды. А я не люблю это состояние. Когда от меня ничего не ждут, то мне легко. Я выхожу и делаю все спокойно.

Конечно, в этом сезоне все иначе. В статусе чемпионки мира и Европы я уже не могла выступать хуже, чем раньше. Психологически справиться с этим было тяжело. Но с каждым годом мы становимся сильнее, мудрее, и я постараюсь, чтобы в будущем не было таких колебаний. Все-таки если хочешь быть чемпионом, то не можешь позволять себе такого, поэтому мы будем стараться избегать подобного и ставить программы под мое состояние, а не так, чтобы с начала и до конца одно и то же катать. Нужно подстраиваться под свое тело, свое состояние, как ты себя ощущаешь на данный момент.

-- Если сравнивать с другими видами спорта, то в плане психологии вы, наверное, спринтер. Вам проще ставить перед собой конкретные цели на каждом временном отрезке.

-- Может быть. Психологически мне проще двигаться вперед шаг за шагом, как это было в прошлом сезоне. Тогда ведь мы тоже не сразу стали все делать. Сначала каскады. Потом три -- три во второй половине. После аксель добавили. Мы шли не торопясь, цеплялись за каждый старт, ни на кого не смотрели, просто делали свою работу.

IMG 6667

-- Сложно было мотивировать себя после прошлогодних успехов?

-- С этим тоже возникали сложности, так как я выиграла все титулы – чемпионки мира и Европы, и в этом сезоне сложно было к чему-то стремиться. Но я придумала себе стимул, что у меня есть аксель, и нужно катать программы с ним. Но все равно и с этим поначалу было тяжело, потому что сама себя накрутила с тренировками, когда не сразу получилось войти в форму. Мотивация, конечно, была и есть. Я всего один год находилась в такой шикарной форме. Да и потом можно еще раз выиграть титул, кататься чисто, кататься более выразительно…

-- Выучить четверной…

-- Да, и это тоже мотивирует. Впредь я уже не буду допускать таких ошибок, как сейчас. И еще я поняла, что надо делать программы под свое состояние, не ставить на первых порах сверхзадач, потому что выше головы не прыгнешь. Надо двигаться постепенно к своей цели.

-- Вы будете говорить об этом с тренером?

-- Конечно. Я очень доверяю своим тренерам. Знаю, что они хотят для меня только лучшего, что они чувствуют меня. Но все равно со временем ты сам начинаешь думать, анализировать и можешь понять, что тебе конкретно нужно. Спортсмены ведь взрослеют.

-- По ходу сезона вы вернулись к своей старой короткой программе «Болеро». Не прочувствовали новую «Кармина Бурана»?

-- Я очень прочувствовала новую программу. Это очень сильная музыка. Правда, несколько другая -- динамичная, злая. А меня привыкли видеть в таком задорном веселом образе, где я такой светлый человек.

Но сильная музыка мне нравилась всегда. И когда мне сделали такую компоновку «Кармины», то я была в восторге, потому что начало вроде не такое мужское, а в конце надо кататься на разрыв аорты. Но дело в том, что эта музыка отнимала у меня достаточно много эмоций. И даже на тренировках порой случалось, что я говорила, что не могу в конце сделать дорожку, так как это выше моих эмоциональных сил.

IMG 6744

Понимаете, когда катаешь программу на такую музыку на пределе, то после этого внутри почти ничего не остается, и не можешь потом все это повторить еще раз и еще. В «Кармине» у меня не как в «Болеро», которое я могу катать все время. Музыка Равеля дает мне энергетику, и у нас полная гармония с этим произведением. «Болеро» я готова катать всю жизнь. А с «Кармина Бурана» не так. Пока я не могу совместить эту сильную музыку, аксель с технической частью программы. Это выше моих сил. На данный момент я не обладаю для этого достаточным опытом. Вот Женя Плющенко -- он бы смог. Он мужчина. Он сильнее и опытнее меня во многих отношениях. А я, видимо, еще не такая сильная. Но музыка шикарная. И может быть, когда-нибудь я к этой программе вернусь.

-- Как раз об этом и хотели спросить.

-- Мне на самом деле все в этой программе нравится. Задумка: фортуна, ангелы, добро, зло... Это всегда здорово смотрится, интересно зрителям, и мне самой катать.

Мне очень хочется откатать эту программу так, чтобы все было четко. А четкость в данном случае заключается не в прыжках, а в том, чтобы показать эту музыку, связки, взгляд… Там один взгляд чего стоит. И после такого взгляда, такого эмоционального выхлопа надо иметь еще силы на аксель! В эту программу надо войти, влиться в эту сильную музыку, передать все эмоции, настроение, а не просто чисто исполнить, прокатать под нее элементы. Чтобы все это соединить, нужны опыт и силы. Пока для меня это сложно. Но надеюсь, в будущем получится.

-- Конечно, получится. А пока каковы ближайшие планы?

-- Сезон не закончился. Буду продолжать тренироваться. 3-го января вместе с нашей группой едем на сбор в Тарту. Станем готовиться к финалу Кубка России. Там посмотрим.

Ольга ЕРМОЛИНА, Татьяна ФЛАДЕ

Фото Юлия КОМАРОВА

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки