На олимпийской базе в Новогорске завершились контрольные прокаты юниорской сборной России. 18 и 19-го августа фигуристы одиночного катания представили судьям, техническим специалистам, а также телезрителям (прокаты транслировались на сайте Первого канала) свои программы.

О том, как проходила подготовка к сезону в связи с пандемией коронавируса, летних сборах и постановках программ, рассказали тренеры и фигуристы.

Андрей Кутовой, тренер Вероника Дайнеко

-- Во время карантина мы организовали тренировки онлайн, направленные на поддержание физической формы, потому что из-за отсутствия льда, привычной подготовки о каком-то «приросте» речи не быть не могло, -- говорит тренер Виктория Дайнеко. -- Одновременно ребята подтягивали учебу, кто-то сдавал экзамены, ЕГЭ. Петр Гуменник успешно окончил школу. Так что спортсмены уделили внимание тому, на что в сезоне при плотном соревновательном графике не всегда хватало времени.

Когда карантин затянулся - на катке тренироваться было нельзя, приходилось выкручиваться. Стали выходить на улицу, не нарушая санитарных требований -- бегали, занимались ОФП, потому что онлайн тренировки уже переставали восприниматься ребятами как серьезные занятия, да и заставлять себя работать, когда не знаешь, к чему готовиться, сложно - необходимо присутствие тренера, чтобы мотивировать спортсменов.

Kutovoj

На лед мы вышли в июле на своем катке. Других вариантов не искали, потому что в нашем Клубе фигурного катания Тамары Москвиной прекрасные условия для подготовки, и в этом смысле мы избалованы. В Клубе есть все необходимое, все четко продумано. Тамара Николаевна и руководство Клуба на самом деле окружает вниманием и заботой и тренеров, и спортсменов.

Когда запреты сняли, начали готовиться у себя. Поначалу было сложно, потому что ребята вышли на лед немного расслабленные, да и не было четкого понимания, будут ли старты вообще. Было видно, кто-то из ребят тренируется в «лайтовом» режиме, бережет себя, опасаясь рано входить в форму. И мы, тренеры, пребывали в подвешенном состоянии, потому что не знали, к чему готовить спортсменов, как строить тренировочный процесс. Понимаете, раньше времени набирать форму – чревато, поскольку это может обернуться тем, что форму можно потерять в середине сезона, с чем мы уже сталкивались, а таких ошибок не хотелось повторять. Конечно, неопределенность влияла на работу, но все равно готовились.

В конце прошлого сезона мы решили поменять одну программу Андрею - короткую. Успели поставить ее до карантина, когда только пошли разговоры, что катки закроют. Когда стало известно об отмене соревнований «Олимпийские надежды», мы сразу переключились на постановку. Произвольную оставили «Les Miserables». Она интересная, яркая.

Новую короткую Андрею ставил Никита Михайлов, который до карантина приезжал к нам в Петербург. Никита предложил несколько музыкальных композиций, но Андрею очень нравилась «Apologize» Timbaland One Republic. Так что выбор музыки в большей степени желание самого спортсмена. Конечно, мы попробовали, посмотрели и другие варианты, но в итоге согласились с его выбором.

Основу короткой программы, ее концепцию сделал Никита Михайлов, дорабатывал хореограф нашего Клуба Николай Морошкин. Они с Андреем уже приладились друг к другу, и вместе подвели программу, скажем так, к общему знаменателю. Видно, что Андрею новая программа нравится, он чувствует музыку. Андрей от природы очень пластичный, хорошо владеет телом, работает корпусом, и это придает выразительности его катанию. Вообще, Андрей из тех фигуристов, которому просто нравится кататься. Он выходит на лед, чтобы просто там быть. Любит человек свое дело.

KutovojDaineko

Поскольку перерыв в тренировках из-за карантина наложил отпечаток, то относительно прыжкового контента - думаем. Тройной аксель мы восстановили, начали учить четверной сальхов и лутц, потихоньку пробуем все четверные. Понятно, при подготовке к прокатам пришлось сконцентрироваться больше на программах, чтобы исполнить их целиком, чисто, поэтому пока катались с тем же набором, что раньше.

Но мы работаем, работаем нашей командой. Каждый делает свое дело. И Устинов Александр, и Коля Морошкин, и Дмитрий Хромин…

У нас 14 фигуристов, две группы. И если за спиной нет надежных помощников, то концентрироваться на ведущем спортсмене сложно. У тренера должен быть надежный тыл, должны быть помощники, чтобы работать со всеми.

Очень помогает нам Тамара Николаевна, приходит на тренировки, дает советы, подмечает детали, которые может увидеть только профессионал, за плечами которого огромный опыт. Я не раз ловила себя на мысли, что Москвина может дать пару советов, как будто нанести пару штрихов и программа начинает восприниматься по-новому. Она видит то, что не всем дано. Как опытный мастер, который шлифует детали до блеска. И этот опыт бесценен.

Тамара Николаевна тактично не вмешивается в технику прыжков, но что касается подачи, идеи, отдельных моментов, выражения лица, поворота головы, взглядов на зрителей, судей – в этом она непревзойденный мастер. Впоследствии эти, казалось бы, незначительные на первый взгляд вещи помогают заработать GOI, дополнительные баллы по технике, за компоненты, потому что в фигурном катании все важно.

Конечно, ребята за время карантина уже соскучились по стартам. Но даже если в этом сезоне соревнований будет меньше, надо использовать время с максимальной пользой. Чтобы выучить новое, что-то исправить, поработать над подачей, потому что это совершенно другой уровень. Когда в сезоне идет старт за стартом, сложно заниматься исправлением ошибок, так как это изменение технических характеристик, и такими вещами надо заниматься конкретно, на это нужно время. Так что фигуристу всегда есть над чем работать. Но мы надеемся, в этом сезоне сможем показать свои программы на соревнованиях, -- сказала Вероника Дайнеко.

Елизавета Осокина, тренер Елена Буянова

-- Программы Лизе (короткая на музыку «That Man» и произвольная «New World Symphony») ставил Никита Михайлов, -- рассказывает тренер Елена Буянова. -- Мы всей нашей командой, с Ириной Тагаевой, Никитой вместе дорабатывали, улучшали. Поскольку короткую Лиза катает второй сезон, программу мы приукрасили, Лиза ее вкатала. Конечно, эта спортсменка очень отличается своей неординарностью и, я думаю, в таком темпе за последнее время никто не катал короткую программу как она, что отметили судьи на прокатах. Лиза в этой программе настолько танцевальная, программа так созвучна ее образу, что не было смысла короткую менять.

BuyanovaOsokinaTagaeva

Произвольная новая. Ставили программу после карантина. Здесь мы хотели подчеркнуть воздушность, ловкость фигуристки, чтобы это было видно в программе. Заложенный в Лизе талант и потенциал, конечно, надо развивать. Она девочка самобытная, и хочется, чтобы ее программы не были шаблонными.

Лиза тренируется с нами в ЦСКА второй сезон. За это время работа была проделана большая. Не все поначалу складывалось так просто. Но сейчас Лиза, можно сказать, влилась в спортивную жизнь.

Лиза из Казани. Подготовила ее тренер Ольга Валерьевна Арбузова. И я очень благодарна таким тренерам, которые готовят фигуристов с азов, и понимают, что ученикам надо развиваться, расти дальше. Ольга Валерьевна сама предложила нам спортсменку на просмотр, и хорошо, что все сложилось. Важно, что Лиза была передана в таком возрасте, когда надо развивать и искать индивидуальность спортсмена, что мы и делаем, -- рассказала тренер Елена Буянова.

 Евгений Семененко, тренер Алексей Мишин, Татьяна Мишина

-- На прокаты в Новогорск мы приехали с Женей Семененко. Но я хочу сразу сказать, что Женя является учеником и «продуктом» Татьяны Николаевны Мишиной, которая всегда поддерживала его в разные периоды жизни, помогала. Женя очень хорошо это чувствует, знает и благодарен ей за все, -- говорит тренер Алексей Мишин.

MishinaSemenenko

В этом году программы Жене ставил в недалеком прошлом мой ученик Никита Михайлов. Но задачу «очеловечивания» и шлифовки программ взяла на себя наш постоянный хореограф Татьяна Прокофьева. Обычно Никита Михайлов сам предлагает музыку для новых программ, но тут у Жени Семененко была абсолютная вера в музыкальную тему из «Бандитского Петербурга» -- программу, которую он посвящает своему товарищу по команде, лучшему фигуристу нашей группы, нашего города и, может быть, страны Евгению Плющенко. Семененко не то, что предложил музыку Корнелюка из фильма «Бандитский Петербург», а настоял на этом, сказав, что музыка близка ему по душе как питерцу.

Произвольная – композиция из Цирка дю Солей - «Les Sans-Papiers» by Marie-Josee Lord -- тоже новая. Понятно, к прокатам, да еще после карантина, программу не удалось как надо накатать, но сейчас уже есть определенность с этапами Кубка России, наберем форму. В программе планируем два четверных – сальхов и тулуп, два тройных акселя, один из которых в каскаде. Работаем над другими четверными. На тренировке в Новогорске Женя пытался прыгать 4-й лутц, тренируем 4-й ритбергер.

Конечно, обстоятельства, которые коронавирус преподнес всем фигуристам, осложнили Женину подготовку, но нам, тренерам, было приятно услышать его слова, как только Семененко пришел на первую тренировку: «Чувствую, как во мне сил прибавилось». Мне стало ясно: проблемный период его жизни завершается, и фигурист вступает в пору, когда становится мужчиной. Поэтому мы с Татьяной Николаевной Мишиной считаем, в этом году Жене надо выступать как в юниорах, так и в сеньорах, соревноваться со взрослыми. Мои наблюдения за уровнем нашего мужского катания говорят о том, что ему нужны свежие силы. И такую силу я вижу в Жене Семененко. Без преувеличения.

Другой фигурист нашей группы Глеб Лутфуллин тоже начал выходить из кризиса, связанного с переходным возрастом - Глеб на год младше Жени. Глеба можно отнести к разряду «невезучих» спортсменов, с которыми частенько что-то случается. Так и в этот раз: на тренировке перед прокатами Глеб получил травму, поэтому не смог приехать в Новогорск, хотя очень готовился, уже катал целиком короткую и произвольную программы, которые также делал Никита Михайлов.

MishinSemenenko1

И Женя, и Глеб вместе с другими фигуристами нашей группы ездили на сбор в Кисловодск. Сам я побывал там впервые, хотя много слышал об этой базе от Жени Плющенко, Леши Ягудина, Лизы Туктамышевой, других. Они рассказывали мне об этом замечательном центре, а теперь я убедился в этом сам.

Отличные условия, лечебная вода (я пробовал ее), но главное – воздух. Изумительный. Каждый день я ходил 5-6 кругов по стадиону. Утром, вечером, а если удавалось, и днем.

После нескольких недель, проведенных в Кисловодске, улучшение самочувствия, здоровья почувствовали на себе не только спортсмены, но и я.

Надеюсь, после длительного «простоя», пребывания на даче в период карантина, в Кисловодске я набрался здоровья на весь предстоящий год, а если тренеру хорошо, то и спортсмены довольны, -- рассказал тренер Алексей Мишин. 

Дарья Усачева, Майя Хромых, Аделия Петросян, Всеволод Князев,

тренеры Этери Тутберидзе, Даниил Глейхенгауз, Сергей Дудаков

-- Готовились к сезону мы в Новогорске. За время сбора всем спортсменам поменяли программы. Ставили Этери Георгиевна (Тутберидзе) и Даниил Маркович (Глейхенгауз), -- говорит тренер Сергей Дудаков. -- В этом году в прокатах юниоров участвовали три спортсмена нашей группы: Майя Хромых, Даша Усачева и Сева Князев. Должны были выступать Даня Самсонов и Аделия Петросян. Но Даня из-за травмы вынужден был пропустить прокаты, хотя новые программы ему поставлены. Аделия приехала в Новогорск, но после первых тренировок почувствовала боль в ноге, и мы не стали рисковать. Сезон впереди.

Что касается программ, для короткой программы Майе выбрали блюз «I’ll Take Care Of You». Спортсменке очень нравится эта программа. Произвольная – «Agony Suite» Frank Strobel. В программе планируем исполнять 4-й сальхов, который Майя пробовала в прошлом сезоне. Ну и работаем дальше над сложными элементами.

У Даши тоже новые программы. Короткая на музыку из фильма «Мулен Руж», произвольная – «Ромео и Джульетта». Даша пока остается при старом контенте. Тренируем 3-й аксель, но он еще не готов.

Сева Князев дебютирует на прокатах. Короткая на музыку – «Fix You», произвольная – ноктюрн и «Богемская рапсодия». Тренируем 4-й сальхов и 3-й аксель, -- прокомментировал Сергей Дудаков.

DudakovK

-- У меня новые программы: короткая поставлена на музыку из фильма «Мулен Руж» - «One Day I’ll Fly Away», произвольная – «Ромео и Джульетта» - саундтрек к фильмам и музыка Сергея Прокофьева, -- рассказывает Даша Усачева. -- Объяснять, какие образы я исполняю, не надо, всё по сюжетам. Программы мне очень нравятся, их надо только накатать. На прокатах я старалась и очень хотела всё наработанное показать, но, наверное, это желание и небольшое волнение, потому что был большой перерыв из-за карантина, сказались.

Во время карантина я, естественно, старалась поддерживать физическую форму. Все делала по максимуму. Потом мы поехали на сбор в Новогорск. Конечно, все обрадовались, что сможем, наконец, выйти на лед. Да и по общению с ребятами и тренерами соскучились. Потому что сидеть в одиночестве дома было непривычно. Но я старалась заниматься тем, на что времени не хватало. Подтягивала учебу. Перешла в 8-й класс. В школе я отличница. И хочу также стараться радовать болельщиков своими новыми программами, катать их чисто.

-- Новые программы мне поставили на сборах в Новогорске, -- говорит Майя Хромых. -- Короткая – блюз. Это совершенно новый для меня образ. Сначала мне было тяжело программу катать, но потом включилась, поняла суть и стало получаться. Мне эта программа очень нравится. Произвольная тоже. В произвольной я изображаю скрипачку. В первой половине программы мои руки как скрипка и смычок, во второй - я растворяюсь в своей музыке, начинаю сходить с ума, потому что все талантливые выдающиеся люди одержимы своим творчеством, и я стараюсь передать в программе эти эмоции, рассказать историю. Это непросто, но в программу надо вжиться и кайфовать от нее.

Так как обе программы новые, мне нужно было их понять. Но основная трудность состояла в том, чтобы вкатать эти программы со всеми элементами. Когда стали накатывать целиком, было тяжело дышать, немного не хватало сил. Сейчас легче, но есть некоторые сложности, и я знаю, над чем еще работать.

Продолжаю работать над 4-м сальховом, надо добиться его стабильного исполнения в программе, ну и тренирую другие элементы. Сезон только начинается, все впереди, -- рассказала Майя Хромых.

Софья Самоделкина, Анна Фролова, Максим Белявский,

тренеры Сергей Давыдов, Александра Кравцова

-- На карантине, когда катки везде закрыли, нам ничего не оставалось, как заниматься с ребятами общефизической подготовкой по видеосвязи, -- говорит тренер Сергей Давыдов. -- Занимались все, каждый подстраивался, как мог. Кто в квартире, кто на даче. Мы капитально так углубились в эту тему, потратили время на изучение и отработку сложных элементов, отработку техники прыжков, повышение толчков… То есть мы немножко сдвинули ОФП в другую сторону. Но я посчитал, раз такая ситуация сложилась, надо воспользоваться.

SamodurovaBelyavskiyDavydovFrolova

В июне Максим Белявский и Аня Фролова с тренером и хореографом нашей группы Александрой Кравцовой и Сергеем Вербилло уехали на сбор в Сочи, тренировались в «Сириусе». Мы с Софой Самоделкиной остались в Москве - решили дождаться открытия нашего катка ЦСКА. С 10-го июня начали кататься.

Мы изначально планировали не менять Софе программы, потому что думали, будут юниорские этапы Гран-при, а эти программы за границей никто не видел, не знает. Короткая «Ромео и Джульетта» на музыку из мюзикла и вторая часть из балета Прокофьева; произвольная – Свиридов «Метель» и «Вальс-Маскарад» Хачатуряна. Программы получились удачными, а лучшее – враг хорошего. Немного их подчистили, подбили под новые требования сезона. Софа программы чувствует, чувствует музыку, раскрывает образы и уверенно исполняет элементы.

В сезоне прыжковый контент произвольной программы может поменяться. Мы уже напрыгивали 4-й сальхов, но он еще не настолько хорош, как мы хотим. Попытки были, Софа делала сальхов чисто, хорошо, но для программы это пока не годится. Если дотянем прыжок основательно, будем пробовать его вставлять. В планах делать в произвольной 4-й сальхов и два 3-х акселя. Такой набор. Короткая с 3-м акселем. Это не обсуждается.

У Максима Белявского одна новая программа – произвольная на музыку из фильма «Иллюзионист». Ставили всей нашей командой – и я, и Александра Кравцова, и Сергей Вербилло, Вика Бондаренко. Мы также вместе работали над программами всех наших ребят.

SamodelkinaDavydov

В короткой программе Макс прыгает 3-й аксель, каскад 3-й флип + 3-й тулуп и 3-й лутц. В произвольной два 3-х акселя, 4-й сальхов, другие элементы. В планах выучить 4-й тулуп. Но пока Максим делает четверные еще не настолько уверенно и стабильно, чтобы вставлять их в программы. Над этим надо работать, необходимо больше времени. Соответственно, должно поменяться и само отношение спортсмена к работе, он должен сам этого захотеть.

Ане Фроловой поменяли тоже только произвольную – новая на музыку «Out Of The Room». В планах было сделать две программы. Но ситуация поджимала, а потом мы узнали, что не будет юниорских Гран-при и решили оставить короткую, чтобы чисто откатать ее на прокатах.

С Аней мы плотно взялись за четверной тулуп. В прошлом году он ей тяжело давался. В этом сама очень захотела. Если доучим, то будем пробовать накатывать программы с четверным. Но сперва надо чисто катать свои программы с тройными, -- рассказал Сергей Давыдов. 

Кирилл Сарновский, София Муравьева, Артем Ковалев,

тренеры Евгений Плющенко, Дмитрий Михайлов, Сергей Алексеев, Сергей Розанов, Александр Волков

-- На прокатах в Новогорске я выводил на лед трех спортсменов нашей группы - Кирилла Сарновского, Соню Муравьеву и Артема Ковалева. Александр Сергеевич Волков, тренер Артема, не смог приехать на прокаты, заболел, -- говорит тренер Дмитрий Михайлов. – Ребята показали свои программы, в том числе новые, которые были поставлены на сборе в Кисловодске.

Соне поменяли обе программы, короткая – «Ne Me Quitte Pas», произвольная – соната №14 Бетховена. Ставил программы Сергей Розанов. На прокатах Соня каталась с тройными прыжками, но будем продолжать работать на 4-м сальховом. Сейчас надо двигаться вперед. Я посмотрел тренировки девочек в Новогорске, прыгают тройные аксели, четверные. Так что надо и нам набирать обороты.

Кириллу оставили старые программы. В короткой исполняем 3-й аксель, каскад 3-й флип + 3-й тулуп... В произвольной два 3-х акселя, пока без четверных. Работаем над четверными сальховом, ритбергером.

KovalevMuravievaMihailovSarnovskij

Артем Ковалев делает в произвольной 4-й сальхов, два 3-х акселя и стандартный набор. Короткая на музыку «Адажио» Альбинони прошлого сезона, произвольная новая – музыка группы «Queen». Поставила ее Мартин Даженэ – супруга Александра Волкова, которая работает в нашей школе хореографом.

К сезону мы с ребятами готовились в Кисловодске. Из-за карантина решили добираться на сбор на своих машинах. Мы с Евгением Викторовичем Плющенко, Соня Титова и Кирилл Сарновский поехали на «автодоме». Сергей Розанов и Вероника Жилина на другой машине. Добирались мы очень долго - 19 часов. Но ребятам было комфортно, потому что в фургоне все обустроено.

Сбор прошел хорошо. Готовились, ставили программы. Условия для подготовки и восстановления в Кисловодске идеальные. Горы, воздух. Когда вернулись со сбора, начали тренироваться на катке на улице Лобачевского. Но в планах перейти на новый каток, строительством которого занимается Евгений Плющенко, -- рассказал Дмитрий Михайлов. 

Марк Кондратюк, тренер Светлана Соколовская

-- Марк впервые участвует в контрольных прокатах сборной, для него это дебют, -- рассказывает тренер Светлана Соколовская. -- И пусть прокаты – не соревнования, но волнуются ребята не меньше.

У нас была возможность, когда катки в Москве еще не открылись, поехать на сбор в Кисловодск, где мы тренировались с группой Евгения Рукавицына. И то, что Марк готовился вместе с Сашей Самариным, Димой Алиевым, другими ребятами, конечно, пошло ему на пользу.

SokolovskayaKondratyuk

Если говорить о программах, то Марку поменяли обе. 6 июля вернулись из Кисловодска, а 8 вышли на лед в ЦСКА. Стали дорабатывать короткую программу, основу которой сделали до карантина на музыку «Summertime».

За две недели до прокатов поставили новую произвольную, выбрали «Лебединое озеро», в современной обработке.

Ставил программы Никита Михайлов.

С прыжковым контентом определимся по ходу сезона -- работаем.

Пока Марку недостает опыта. Позапрошлый сезон он фактически не катался из-за проблем со здоровьем. В прошлом восстанавливался. В этом начинает набирать форму.

Марк очень хочет соревноваться, старается. И я во всем буду поддерживать его, -- сказала тренер Светлана Соколовская.

  Матвей Ветлугин, тренер Людмила Сапронова

-- Из-за карантина на лед мы вышли только в конце мая, начали тренироваться на нашем катке «Москвич», -- рассказывает тренер Людмила Сапронова. -- Потихоньку выходили из состояния после вынужденного перерыва, раскатывались. Начали работать над новой произвольной программой, которую поставил Женя Власов. Матвей сам предложил музыку - «Богемскую рапсодию» группы «Queen». Работали над постановкой и программой все вместе. На мой взгляд, получилось неплохо, только программу надо отработать. Короткую «Per Te» оставили. Времени до прокатов оставалось мало. Да и в такой ситуации менять обе программы, наверное, не стоило.

Постепенно восстановили 3-й аксель, 4-й тулуп. На тренировках в Новогорске все видели: Матвей это делает. Но на прокатах он заволновался, зажался. Все-таки прокаты для юниоров -- это как первый старт, и волнение никуда не денешь. Но все равно, я считаю, за эти месяцы заметен прогресс. Пусть не так быстро, как хочется, но Матвей прогрессирует. За лето парень окреп. Идет постепенный естественный процесс взросления. Но самое главное – у Матвея есть желание, он слушает и много работает.

SapronovaVetlugin1

Условия у нас на «Москвиче» прекрасные, льда предостаточно. И во время и после карантина Матвей и ребята серьезно занимались ОФП. Наш тренер по ОФП Ольга Михайловна Фролова все мышцы с Матвеем «прокачали», поработали по всем фронтам. Хореографией Матвей много занимался с Илоной Ивановной Протасеней. Она прекрасно ладит с ребятами. Естественно, Виктор Николаевич Кудрявцев присутствовал на тренировках. Он постоянно нас курирует, держит под контролем, наблюдает, советует. Прыжки на удочке помогает отрабатывать Андрей Чувиляев. Специалистов много. Подключаем всех, кого только можно.

С одной стороны, вроде бы карантин сыграл негативную роль. А с другой, такая передышка дала возможность работать без спешки, без дерганий, спокойно. И это положительный момент.

В сезоне мы планируем кататься по юниорам, пока не стабилизируем прыжки. Матвею нужен прыжковый объем, тогда появится стабильность и уверенность, он будет делать всё.

Матвей очень ответственный товарищ, хочет, чтобы всё было хорошо. Поэтому после выступлений всегда разбирает каждое движение, считает, записывает. Может, иногда и не стоит так заморачиваться, но он такой. Я считаю, потенциал у Матвея есть, просто каждой ягоде свое время, -- считает тренер Людмила Сапронова.

Подготовила Ольга ЕРМОЛИНА

Фото автора и из личного архива Евгения Семененко

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки