16-летняя фигуристка Полина Цурская, победительница юношеских Олимпийских игр, чемпионка и бронзовый призер первенства России среди юниоров, рассказала о своем первом взрослом сезоне и поделилась впечатлениями, чем ей запомнились зимние Игры в Корее, за которыми она следила как зритель.

-- Полина, кажется, что ты уже так давно в фигурном катании, что даже трудно поверить, что прошедший сезон был твоим первым во взрослом спорте. Как он складывался?

-- Начало сезона получилось хорошим. В Японии на своем первом взрослом этапе Гран-при я показала хорошие для себя прокаты. Лучшие за последние 2 года. Это дало мне приток сил, появилась надежда, что стоит побороться за место в команде, что все может получиться.

Несмотря на то, что я поздно начала готовиться к сезону, к старту в Японии подошла в хорошей форме. Ехала туда абсолютно спокойной, не думая о важности соревнований, что это мой первый взрослый Гран-при. Сама обстановка там была «домашней», и с Женей (Медведевой – прим.) и Этери Георгиевной (Тутберидзе – прим.) мы как-то особенно тепло общались. Думаю, что это мне во многом помогло занять третье место.

Osaka174

Следующий этап Гран-при в Америке также сложился неплохо, я стала четвертой. Хотя короткая программа немного подвела, но с произвольной - справилась. В целом, то задание, которое планировалось, занять на этапах серии места с 3-го по 6-е, я выполнила.

Не могу сказать, что сильно расстроилась из-за того, что не попала в финал Гран-при. Долго по этому поводу не горевала. Стала готовиться к чемпионату России. Но, как сказала после Этери Георгиевна, к чемпионату я подошла несколько расслабленной, а нужно было бороться до конца. Если бы я собралась, прокаталась хорошо, то и олимпийский сезон мог сложиться для меня иначе. Но сейчас уже ничего не изменить.

-- Что помешало прокататься чисто на чемпионате страны?

-- Думаю, что основная ошибка была в том, что во время подготовки к соревнованиям я была немного рассеянной, не было 100-процентной концентрации. Это сказалось и на выступлении. Короткую я прокатала хорошо, была третьей, с небольшим отрывом от девочек. А в произвольной… Сама виновата. Но сейчас что говорить. В следующем сезоне буду злее и постараюсь доказать, что способна на большее.

-- Ты была второй запасной на чемпионатах Европы и мира. Теплилась надежда, что сможешь поехать туда, ведь лед скользкий?

PTS8

-- Если честно, я думала, что вряд ли попаду. После чемпионата России оставалась неделя до Нового года, и всю эту неделю я тренировалась с опущенными руками, без настроения, хотя Этери Георгиевна мне напоминала, что я запасная, что расслабляться нельзя, нужно готовиться, работать, так как в жизни все бывает, возможно, придется кого-то менять. Но, если честно, я в это не верила.

А после Нового года вышла на лед и на первой же тренировке подвернула ногу. Выбыла почти на две недели. Но, как ни странно это звучит, я уже опытная в этом вопросе, так что восстановилась достаточно быстро.

В сложившейся ситуации тренеры меня не гнали. Я тренировалась, но программы не были накатаны в той степени, чтобы с ними стартовать на чемпионате мира. Да и форму столько времени без стартов невозможно держать.

-- То есть первый взрослый сезон для тебя завершился чемпионатом России?

-- Да, сезон получился коротким. Да и начался он у меня позднее из-за того, что лечила спину. Честно говоря, к тому времени я уже порядком устала от травм, болячек. Летом даже хотела бросать спорт. Пропускала тренировки, никого не хотела видеть, ни с кем разговаривать. Настроение было ужасное.

-- Как на это реагировали тренеры и родители?

-- Тренеры сначала уговаривали, объясняли, убеждали. Потом ругались, говорили, что я буду жалеть, если уйду. Но я никого не слушала, была как в каком-то коридоре, на своей волне. Родители, конечно, переживали. Они поначалу не верили моим словам, думали, это капризы, которые скоро пройдут. Но когда все затянулось, то маме с папой, наверное, стало страшно. По ночам я плакала. Мама расстраивалась… Только в сентябре меня удалось привести в нормальное состояние.

-- Каким образом?

-- Когда все способы были испробованы, то меня просто заставили выйти на лед. Сказали: «Хватит капризов, достала своим нытьем, иди и катайся».

PTS7

Помню, вышла на лед без всякой охоты. Просто потому, что заставили. А через некоторое время почувствовала, что мне нравится скользить. Просто скользить. Хотя раньше было одно на уме – прыжки, дайте мне только на тренировке поскакать, попрыгать. В общем, я поняла, как мне не хватало фигурного катания, тренировок, льда… Постепенно восстановила прыжки, вошла в ритм.

Я очень благодарна тренерам, родителям, нашей Федерации, друзьям, что в тот момент они не бросили меня, дали время, перетерпели и помогли мне выбраться из ямы.

-- А ты действительно могла бросить фигурное катание?

-- Тогда мне казалось, что я могу спокойно уйти. Этого я не боялась. Мама спрашивала: «Ну как так? Потратить на спорт всю жизнь и уйти? Не жалко?» А я про себя думала, что рано или поздно спорт закончится, и надо будет переключаться, искать что-то новое для себя. Почему не сейчас?

-- Чем бы стала заниматься? Учебой?

-- Да. Сейчас я в 10-м классе, на следующий год сдавать ЕГЭ и поступать. И как раз тогда, когда я хотела уйти и думала, что не буду и не хочу связывать свою жизнь с фигурным катанием, то задумалась о Высшей школе экономики. Я и сейчас не отступаю от своего мнения: в будущем тренером быть не хочу, хочу учиться в ВШЭ. Знаю, это будет непросто, сложно совмещать спорт  и учебу. Но если такая возможность выпадет, то попробую.

PTS4

Мне легче дается математика, проще решать уравнения, задачи, чем писать сочинения. Папа у меня предпочитает географию и биологию. Мама – доктор, так что с биологией тоже дружит. Еще они оба очень любят читать. А я читать не люблю. Это не значит, что я вообще не читаю. Читаю, но чтение меня не захватывает. Конечно, это не есть хорошо. Родители считают, что еще не пришло время осознать, как это важно. Но я, если честно, лучше сяду и буду решать уравнения. Правда, в последнее время из гуманитарных предметов мне нравится обществознание…

Скорее всего, после школы буду поступать в физкультурный институт, а потом, когда завершу спортивную карьеру, хочу получить второе высшее образование.

-- Что изменилось в тебе после того, как передумала уходить из спорта?

-- Я сама изменилась. Изменилось мое отношение к тренировкам, пришло понимание того, что если ты сам не сделаешь чего-то сегодня, то и завтра это может не получиться. Надо все делать сейчас, не откладывая на потом, потому что если изо дня в день недорабатывать, думать: не сегодня -- завтра, то это не прокатит. С таким настроем в хорошей форме к старту не подойдешь. Надо работать, бороться с собой на каждой тренировке, на каждом старте.

PTS11

Знаете, наверное, сложные периоды в жизни человека, происходят не просто так. За то время, что я лечила спину, у меня было время подумать, понять, как дальше жить. Сейчас, выходя на лед, я получаю удовольствие, наслаждение, ловлю кайф от скольжения, прыжков, всего… Я не знаю, что бы я делала, если бы ушла. Вернуться потом мне было бы очень сложно. Я – девочка высокая, и без физических нагрузок могла бы подрасти. Скорее всего, набрала бы вес. И мое возвращение на лед было бы маловероятно.

За этот год я многое переосмыслила. И сейчас я жду, когда начнутся постановки, вкатывание новых программ. Знаю, что будет тяжело, но нужно уметь себя перебарывать. Таких ощущений, когда ты чисто катаешь программу, как было у меня на японском Гран-при, я не испытывала никогда. Я реально гордилась собой, что не бросила, не ушла, а преодолела, справилась.

Раньше, когда я была ребенком, все было проще. Выходила, делала, прыгала, получалось, выигрывала. А сейчас, когда проходишь сложный путь, любая победа, пусть даже над собой, становится дороже. С возрастом, опытом, неудачами, потерями, возвращениями начинаешь ценить вещи, которые раньше попросту не замечал.

-- У тебя уже есть идеи по поводу новых программ?

-- В этом смысле я полностью доверяю тренерам и хочу программы, которые чувствую и понимаю. Мои самые любимые – «Шахматы» и «Игры престолов». Вот это было моё!

PTS1

В прошлом сезоне мне очень нравилась моя короткая программа, она действительно смотрелась. А произвольная, мой образ в ней, мне были не до конца понятны. И когда во время проката мне становилось тяжело, я просто «сбрасывала» программу, за что тренеры меня отчитывали. Но мне правда было сложно понять, о чем я катаю, поэтому и не показывала все, что могла.

Но это, конечно, не оправдание. В конце сезона я поняла, что просто не выкладывалась.

-- Ты смотрела Олимпийские игры в Корее?

-- Конечно.

-- Что чувствовала?

-- Было обидно. Но кого винить, кроме себя? Я искренне переживала за наших девочек. Но временами мне лезли в голову мысли, что я не то, что отдала, а упустила свое место в олимпийской сборной. А могла бы быть на Олимпиаде и переживать незабываемые эмоции, о которых говорили все спортсмены в интервью.

С другой стороны, я чувствовала, какой это накал страстей, эмоций, напряжения, какая это «адская мясорубка»… Для себя я сделала вывод, что в олимпийский сезон цена любого промаха, ошибки, пропуска старта возрастает в разы. Олимпийские игры – это огромный стресс, даже если ты завоевываешь олимпийские медали. Я видела Алину (Загитова – прим.) и Женю (Медведева – прим.) после их возвращения. Они были выжаты, опустошены. Женя, которая всегда веселая, общительная, всегда готова выслушать с энтузиазмом, дать совет, -- была совершенно другой. И только через месяц Женя стала прежней.

Алине было тяжело. Я видела, как она готовилась к чемпионату мира. Изо дня в день на тренировках боролпсь с собой. Олимпиада – это, конечно, праздник. Но для спортсмена – это и тяжелое испытание.

-- Что тебе запомнилось больше всего во время Олимпиады?

-- Во время Олимпиады я плакала дважды. От радости за Алену Савченко. И второй раз, когда проснулась и увидела результаты девочек. Посмотрела в записи прокат Жени. Он был настолько эмоциональным, что тронул меня до глубины души. И когда Женя выплеснулась вся на льду и заплакала, у меня тоже потекли слезы…  Алина – молодец! Но Женя настолько выложилась! Это был ее лучший прокат в жизни! Такие эмоции! Такое катание!

PTS10

И Алена Савченко. Я смотрела их произвольную программу в прямом эфире. И когда они с Брюно закончили, то я испытала радость и гордость, что у Алены, наконец, все получилось, ведь она так долго к этому шла, так любит фигурное катание и добилась своего! Этим нельзя не восхищаться! Победа Алены многое перевернула во мне. Я поняла, что, несмотря ни на что, надо идти к своей цели.

Конечно, в парном катании возрастной порог выше. Алена Савченко старше Алины Загитовой почти на 20 лет! Но обе в первый раз стали олимпийскими чемпионками. Понятно, что в женском одиночном катании редко кто остается в спорте до такого возраста. У нас в 25 лет уже «ветеран». Но это не отменяет того, о чем я говорила, стремления идти и добиваться цели.

Женское катание меняется. Меняются правила. Я не ставлю задачу выучить четверной прыжок, аксель в три с половиной оборота, прыгать сложные прыжки как Саша Трусова. У каждого свой путь. Но на примере таких фигуристок как Каролина Костнер и Алена Савченко понимаешь, что в жизни никогда не надо сдаваться. И я не сдамся, поборюсь еще.

-- Спасибо, Полина.

Ольга ЕРМОЛИНА

Фото Михаила ШАРОВА, Татьяны ФЛАДЕ 

На снимках: с тренером Этери Тутберидзе на этапе Гран-при в Японии (2017); чемпионат России; с родителями после победы на юношеских Олимпийских играх в Норвегии (2016); интервью Ольге Марковой для канала ИСУ после старта на юниорском Гран-при в Саранске (2016); с фигуристками Елизаветой Нугумановой и Станиславой Константиновой; выступление в Саранске и на чемпионате России в Петербурге (2017). 

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки