Фигуристка Алена Косторная о фигурном катании, этапах Гран-при, телесериале про врачей, профессии нейрохирурга и четверном прыжке.

-- Алена, что привело тебя в фигурное катание?

-- Мама привела, когда мне было 4 года. Сказала, нужно попробовать, чтобы кости оставались целыми и падать научили. Начинала я на «Умке» у тренера Марины Черкасовой. Она меня на коньки поставила, многому научила, у нее я сделала первые шаги на льду. Года через 3-4 мама спросила, хочу ли я заниматься дальше? Я ответила: конечно. Мне к тому моменту фигурное катание уже понравилось. Хотя изначально я вообще не хотела ходить. Мама выталкивала меня на лед, после чего борт закрывала. Я очень сильно не хотела. Но потом втянулась, понравилось. Мы решили, что надо двигаться дальше и перешли к другому тренеру Елене Жгун в «Самбо-70».

У нее я лет пять каталась, а в конце прошлого сезона, в феврале, подумали, что надо переходить к Этери Георгиевне Тутберидзе, потому что у девочек, которые тренировались у нее, были сильные результаты. И я тоже хотела на пьедестале стоять.

-- Перешли и как?

-- Я знала, что Этери Георгиевна очень требовательная. Пришла к ней на просмотр, покаталась немного, лед закончился, сказали, что вроде бы взяли. Но мне нужно было на еще одном старте выступить за школу «Конек Чайковской», после этого мы окончательно перешли. Неделю я откаталась у Этери Георгиевны, она посмотрела и сказала – да.

В первое время, когда я только начала тренироваться в новой группе, месяца три просто прыгала. Мне нравилось. В тот момент я просто многого не понимала. Видела, что девочки катаются на тренировках. Вот прокатали произвольную, ошибки исправили. Этери Георгиевне не понравилось что-то, поехали перекатывать. Вроде ничего сложного. И только в Новогорске, когда мне программы поставили, я поняла, насколько это тяжело, вкатывать и накатывать раз за разом.

-- Разве до этого не так тренировались?

-- И до этого тренировались, но не так, чтобы программы каждый день катать и при малейшем недочете перекатывать. Раньше, допустим, делаем прыжок в программе, не получился, повторили, и все – закрыли. А тут прыжок не получился – и снова всю программу катать.

На тренировках по много раз приходится программы перекатывать. Но зато после этого выходишь на соревнования, и там как на отдыхе: откатал – ушел, даже не запыхавшись.

D16B4249

-- Самые запоминающиеся для тебя соревнования?

-- Первенство России среди юниоров в прошлом году. После того старта мы и решили переходить в другую группу. Потому что на тренировках все хорошо было, и короткую я хорошо откатала, а на произвольной половина элементов посыпалась. Непонятно почему. Это для меня стало полной неожиданностью. Потом было первенство Москвы старшего возраста. И там примерно повторилось то же самое.

-- Как думаешь, в чем причина?

-- Просто на тренировках не выкладывалась на 100 процентов. Тогда мне казалось, что я работаю. А когда перешла в новую группу, то поняла, что раньше на тренировках вообще ничего не делала. Все, что делала, было бесполезно, потому что заехала, прыжок сделала и 5 минут простояла. Наработки никакой.

Причем, тренер Елена Вячеславовна мне говорила: «Работай, давай, себя не жалей». Но я только в конце прошлого сезона поняла, что она все правильно говорила, что не надо останавливаться после каждого прыжка, что нужно дальше ехать, работать.

-- А тебе нравится соревноваться, выступать?

-- Да. Очень. Нравится. И даже не волнение присутствует перед стартом, а адреналин, который помогает на соревнованиях. Тут главное – направить его в нужное русло, чтобы не мешал. Мне очень нравится ощущение, когда выходишь на лед одна, и тебе все хлопают, все на тебя смотрят.

-- В этом сезоне ты дебютировала на этапах юниорской серии Гран-при. Как это было?

-- На первом Гран-при в Польше на официальной тренировке перед короткой программой я нервничала, потому не все получалось. Но на старт выходила уверенной, и еще больше почувствовала уверенность, когда прыгнула первый каскад. Тогда поняла, что всё: дальше можно ехать спокойно.

После соревнований сказала себе: «Я – молодец, сегодня все сделала, но завтра нужно начинать по новой. Повторить хороший прокат и не опуститься ниже».

D16B0601

-- На первом Гран-при все прошло хорошо. На втором, наверное, выходила на лед с мыслью: «Сейчас как выдам!»

-- Вот это как раз и сбило. Спокойнее надо было быть. Конечно, хотелось два раз первый стать на Гран-при. Ну ладно, главное – в финал отобралась.

-- Скажи, а родители у тебя занимались спортом?

-- Папа занимался легкой атлетикой. Мама фигурным катанием, когда маленькой была. Но потом они с семьей переехали и возможности уже не было. Но мама у меня очень спортивная.

Мама почти все время со мной. Папа далек от фигурного катания. У меня еще брат есть. Ему 9 лет. Он пробовал в фигурном катании, не понравилось. Поэтому его отдали на футбол и борьбу. С ним в основном папа занимается, возит его на тренировки.

-- Когда вернулась с этапов Гран-при родители, наверное, устроили дома праздник?

-- Нет. Это всего лишь юниорские Гран-при. Маленькая часть от того, чего можно добиться в спорте. Я вообще-то воспитывалась в жесткой атмосфере, никогда не приходила домой и не ныла, что все плохо, не могу, устала, потому что знаю, толку от этого не будет. Если не заставлять, а только жалеть, то результата не получишь.

-- Успеваешь в школу ходить?

-- Иногда утром на 2 урока. А так репетиторы помогают. Вообще-то я на самостоятельном обучении. Когда выходной в тренировках, прихожу в школу – сдаю, что прошли.

-- Самый любимый предмет?

-- Биология с химией.

-- В физкультурный институт собираешься поступать? Там биологию сдают.

-- Вообще-то мне очень хочется стать нейрохирургом.

D16B9986

-- У тебя кто-то из родственников нейрохирург?

-- Нет. Все началось 4 года назад. Мама смотрела сериал про врачей, я подсела как-то и мне так понравилось! Решила, что хочу, как они, стать нейрохирургами, почему не попробовать?

-- Интересно. Но до института пока далеко, сейчас все основное время занимают тренировки. Отношения в группе хорошие?

-- Спокойные. Тут каждый занимается своим делом, не обращает внимания на других. Пришел новичок, не пришел, у тебя своя работа. Вышел на лед – делай, вне зависимости от того, уехала Этери Георгиевна на соревнования, или нет, кто стоит у бортика. Вышел – работай. Это тебе надо, не тренерам. Тренеры могут тебе только помочь в осуществлении твоих желаний.

-- Взрослые рассуждения. Как ты думаешь, какой ты человек?

-- Непростой. Чтобы со мной общаться, нужно много терпения, потому что я не сразу привыкаю к людям, раскрываюсь. Мне нужно сначала присмотреться, понять. Я не из тех, что сразу подойдет, скажет: «Здравствуйте» и начнет общаться. Я сначала посмотрю, как человек ведет себя, что делает и только потом стану с ним разговаривать. Просто это не все понимают. Считают, что я высокомерная. Но это на самом деле не так.

-- Про программы расскажешь?

-- Короткая – танго. Тут моя задача – все чисто прокатать и на публику работать – взгляды, движения, чтобы все красиво смотрелось. До этого я два года катала «Кармен», так что с танго легче.

А произвольная на музыку Уильяма Джозефа. Там интересная история. В начале программы я встречаю человека, поворачиваю его в надежде, что это мой знакомый, но это оказывается не он. И дальше всю программу я страдаю, вспоминаю, как нам было хорошо вместе.

Мне очень нравятся обе программы. Но их нужно чисто катать.

-- Чего хочешь добиться?

-- В планах выучить четверной. Я пробовала его на удочке, но надо учить. Сейчас сезон, времени не хватает. Решили отложить, но после будем пробовать.

-- Спасибо, Алена, и удачи.

Ольга ЕРМОЛИНА

Фото Михаила ШАРОВА и Ута КЕЙСУКЭ

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки