Елизавета Туктамышева стала бронзовым призером китайского этапа Гран-при «Cup of China». После соревнований в беседе с Татьяной Фладе спортсменка рассказала, о том, насколько непросто было готовиться к этому турниру, и объяснила, почему вернулась к прежней произвольной программе.

-- Лиза, если сравнивать этот Гран-при с твоими предыдущими стартами в этом сезоне, что можешь сказать?

-- Эти соревнования были одними из лучших у меня в сезоне. Короткая получилась не так удачно, как я могла бы ее прокатать, но очень довольна произвольной программой. Меня даже не расстроил тот факт, что не сделала тройной лутц во второй половине, потому что мы вернулись к старой произвольной программе, катали ее после перерыва в первый раз, и у меня довольно сложный набор во второй половине. Мне было важно понять, как все получится. Тем более, что перед этим Гран-при я заболела. Мы не успели все, как следует, проверить, натренировать. Естественно, в такой ситуации речи не шло ни о каком тройном акселе. Я еле смогла собрать все элементы. И наша задача на этих соревнованиях была выйти и почувствовать, как я смогу выкатывать эту программу. Смогу ли я? Как она смотрится? Как смотрится новое платье? Перед стартом было не до этого. Так что выступление в Китае стало для меня своеобразным открытием. Очень положительные эмоции испытываю после этого этапа. Может быть, будут вносится еще изменения в короткую программу. А в произвольной осталось восстановить тройной аксель и других кардинальных изменений не последует.

China163

-- Почему решили вернуться к старой произвольной программе?

-- Я очень люблю «Клеопатру» и даже не саму музыку, а образ, идею, задумку. Мне нравится Клеопатра как исторический персонаж. Я много о ней читала. Мне нравилось катать эту программу. Но в ней сложная музыка. Ее тяжело было понимать судьям и зрителям. И она не такая выигрышная, как «Пер Гюнт». Если бы я с самого начала сезона катала бы «Клеопатру» чисто, то, может быть, сложилась другая картина.

Но сейчас мы решили, что если за 4 прошедших старта не было чистого проката, то у многих сложилось впечатление, что программа средненькая, не такая выигрышная, и остался осадок, не исполненности ее до конца. Поэтому было лучше вернуться к «Пер Гюнту». Может быть, так и должно было случиться. Я должна была занять 4-е место в Канаде, чтобы мы пришли к такому решению. Не знаю. Мне действительно было сложно прощаться с «Клеопатрой». Но о принятом решении сейчас уже не жалею. Это было абсолютно здравое решение.

-- Кто первым предложил вернуться к "Пер Гюнту"? Ты или Алексей Николаевич?

-- Алексей Николаевич (Мишин – прим.). Я пришла на тренировку и, можно сказать, что они с Татьяной Прокофьевой поставили меня перед фактом. Я могла бы, конечно, возразить, но я доверяю тренерам. Сначала, естественно, эта новость меня шокировала, но потом я согласилась.

-- Во время предыдущего Гран-при ты приезжала в Москву, чтобы поработать со Стефаном Ламбьелем?

-- После Канады мы вернулись в Питер, я была на тренировке, когда позвонил Алексей Николаевич, сказал: «Бери билеты срочно и приезжай в Москву». Я приехала. Мы очень плодотворно поработали со Стефаном и Алексеем Николаевичем. За два занятия сделали всю программу. Вставили те компоненты, который я могла выкатать с прыжками. Не полностью изменили программу, а добавили кусочки, которые бы украсили программу, чтобы было видно, что работал сам Стефан и чтобы потом не исправлять какие-то вещи.

-- Где работали в Москве?

-- В «Мегаспорта» и в ЦСКА.

China16

-- Что сказал Стефан?

-- Мы с ним в основном обсуждали движения, руки, которые будем добавлять. Конечно, он был рад, что мы вернулись к «Пер Гюнту», так как мы не успели эту программу полностью показать во всей красе в прошлом сезоне из-за моей травмы. Мне кажется, что и ему очень хочется показать в этой программе, как он умеет ставить, и мне, как я могу красиво кататься.

-- Ты заболела сразу после Гран-при Канады?

-- В Канаде я чувствовала, что иммунитет ослабевает. Думала, из-за этого не ехать в Москву, но это нужно было сделать, чтобы программа зазвучала. Я понимаю, почему Алексей Николаевич настоял, чтобы я приехала из Питера. Но, видимо, нагрузки, много народа, много общения, силы, эмоции сыграли свою роль. В Москве я чувствовала вялость, усталость, но думала, пройдет. А когда вернулась домой, оказалось, что это не просто усталость. Я сказала, мне нужно два дня отдыха, потому что горло болело, сопли, кашель, температура неприятная 37. Понимала, что если не сделать перерыв, то это обернется худшими последствиями перед соревнованиями в Пекине. В итоге у нас оставалось только три дня, чтобы хоть что-то сделать и проверить.

-- Ты – молодец, что в таком состоянии так хорошо выступила в Пекине.

-- Я сама удивлена, что так прокаталась и не так сильно устала. Думала, что из-за простуды возникнут проблемы, но, видимо, эмоции помогли. Проверила себя, что и в таком состоянии могу выступать хорошо. Это важно.

-- Сейчас у тебя будет перерыв, ты сказала, что перед чемпионатом России поедешь еще на турнир в Загреб.

-- Да, через две недели поедем. Кто-то на финал Гран-при, а кто-то в Загреб. Там и Каролина Костнер, и мои друзья будут выступать. Такой проверочный старт перед чемпионатом России.

China164

-- Будешь ли ты в Загребе пробовать тройной аксель?

-- Если, все сложится, то попробуем. Конечно, хочется. И когда я в хорошей форме, то аксель делаю. Надо уже делать этот элемент. Все его ждут. Надо порадовать зрителей. Будем работать. Но главное не давить этим на себя. Если я начинаю давить, то получается только хуже. Это тяжело, когда от тебя все этого ждут.

-- Но у тебя аксель получается легко, не как у некоторых мальчиков, которые делают на этот прыжок такие длинные заходы. Если будет все удачно складываться, ты будешь пробовать аксель в обеих программах?

-- Пока только в произвольной. Хотя, может, у моих тренеров есть другие замыслы. Но в произвольной точно нужно пробовать, потому что вся программа подстроена под него. А в короткой еще тот формат, который мы установили в самом начале сезона. Поэтому если хотим включать в короткую тройной аксель, то придется много потрудиться, чтобы и с музыкой, и с элементами все уложилось по времени, чтобы все было достаточно четко. Это утонченная работа, чтобы мы попали в музыку, все скорректировали. Но делать тройной аксель сразу в двух программах тяжело психологически. Хотя не могу уверенно сказать, какой план у нас будет в Загребе.

-- Если в короткой программе вы пока не будут вставлять тройной аксель, то, может, стоит вернуться к каскаду тройной лутц –  тройной тулуп?

-- Нет.

-- Почему?

-- Я делала этот каскад на тренировках, но такой верности как тулуп – тулуп три – три у меня нет. Я помню, предолимпийский сезон, когда мы вставили лутц – тулуп и ритбергер, и я ни на одних соревнованиях не сделала чисто этот каскад. У меня лутц в высоту, я высоко его прыгаю, не приземляюсь с таким выкатом как на тулупе. А мне еще нужно скорость иметь, чтобы могла каскад сделать. Мне надо подбирать ощущения, чтобы с лутца выехать удачно и хватило бы сил скорости и сил на тройной тулуп. Поэтому, думаю, правильнее восстановить тройной аксель.

-- Главный старт сезона для тебя – чемпионат России?

-- Пока чемпионат России. Хочется там удачно выступить. Будем готовиться морально, психологически, физически. Будем работать. Надеюсь, что тройной аксель, в конце концов, я смогу победить.

Татьяна ФЛАДЕ

Фото автора

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки