На подмосковной базе в Новогорске проходит запланированный сбор российских фигуристов, среди которых и ученики тренера Инны Гончаренко. О готовности спортсменов, новых программах, сложностях, которые приходится преодолевать, Инна Гончаренко рассказала сайту ФФККР.

Инна Германовна, кто из ваших ребят находится на сборе?

Лена Радионова, Шура Проклова,  Даня Бернадинер, Вова Самойлов, Алсу Каюмова и Вика Безрукова. Правда, Лена, во вторник улетела в Японию, но ненадолго.

Под конец сезона Лена оказалась очень востребована. Участвовала в различных шоу, показательных выступлениях. Мы не слишком опытные в данном вопросе специалисты и не знали, сколько и какие предложения последуют, поэтому поначалу не отказывали никому. В итоге выступлений получилось много. Тем не менее новые программы успели набросать.

На этом сборе поработали с постановщиками Еленой Станиславовной Масленниковой и Ильей Авербухом. Лене предстоит кататься уже на взрослом уровне. Сезон у мастеров начинается позже, чем у юниоров. Так что нет смысла форсировать подготовку. Время в запасе есть.

Радионова - юная спортсменка, и сразу столько внимания, автографы, фанаты… Она изменилась за последнее время?

Я не заметила. Понимаете, Лена с малых лет была в центре внимания. В каждом возрасте есть свои ответственные важные старты, и она на них побеждала.

На взрослом уровне толком мы пока не катались.  Но то, что в этом сезоне Лена во второй раз выиграла чемпионат мира среди юниоров, чего до нее не удавалось никому, здорово. Конечно, ей было тяжелее, потому что уже знала, с какими трудностями придется столкнуться и насколько надо будет себя напрячь. Повторить победный результат по определению сложнее, потому что не можешь ударить в грязь лицом. Плюс каждый шаг отслеживается, волей-неволей все время находишься в фокусе. Да и вы помните, Лена ехала на чемпионат в Болгарию после травмы. Но выдержала, справилась.

Сейчас, безусловно, многое будет зависеть от нее самой. Спортсменка растет. Она вступает в ту пору, когда влияние родителей и тренера ослабевает. Тренер уже не начальник, не командир, он превращается в соратника. И в этой ситуации надо самому четко понимать, чего хочешь, к чему стремишься? Пока в силу возраста Лена в большей степени человек настроения. Но по мере взросления ей надо стать человеком цели. Она и сама это осознает. Это объективная реальность, от которой никуда не денешься.

На взрослом уровне Радионовой придется соперничать с большим количеством сильных конкуренток. Это ее не смущает?

Если идешь в спорт, то должен понимать, для чего это делаешь, и знать, что конкурентов всегда будет много. Все тренируются, готовятся, но и мы без дела не сидим. Вопрос только в том, кто будет лучшим.

Вернемся к началу нашего разговора, какова цель сбора в Новогорске?

Собраться. Если честно, то в этот раз я и сама очень устала. Обычно летом мало отдыхаю, от силы дней десять. Но сейчас решили «разойтись» на три недели. Понятно, что за это время ребята расслабились, плюс выросли. Так что основная цель – собраться, настроиться на работу.

В конце сезона мы сделали новые программы. Дане Бернадинеру и Володе Самойлову поставили короткие, Вике Безруковой – произвольную, Саше и Алсу обе программы. Про Лену я сказала. Весь этот объем надо вспомнить, что-то доработать, где-то поменять.

Есть и проблемы. Травма у Саши Прокловой. Прошлый сезон мы с Шурой заканчивали здорово. Поставили две новые программы, стали заниматься костюмами. Но за два дня до окончания работы Саша упала на тренировке. Ехала и зацепилась зубцами за лед. Неудачно перевернулась, чтобы не удариться о бортик. Оказалось, что еще и ботинок сломала. Ботинки новые, она их только раскатала…

Что сказали врачи?

Сначала, что перелома нет, сильный вывих. Но затем другие специалисты подтвердили неблагоприятный диагноз. Перелом без смещений, но он есть. Конечно, все жутко расстроились. В первую очередь, Саша. В отпуске отходила в гипсе по максимуму. Сейчас восстанавливается, разрабатывает ногу. Врачи разрешили находиться на сборе. Все процедуры расписали в 86-й больнице, куда прикреплены спортсмены сборной.

Вы упомянули о новых программах. Можете рассказать о них подробнее?

Этап постановки всегда очень сложный. Надо не просто найти музыку, а такую, которая бы подходила спортсмену. Например, для короткой программы Дани Бернадинера наш хореограф Елена Станиславовна Масленникова предложила оригинальную, на мой взгляд, вещь – польку Альфреда Шнитке. Это произведение я и раньше слышала, но оно как-то не ассоциировалось у меня ни с кем из учеников. А тут наш постановщик интеллигентно настояла: «Давайте попробуем». И получилось неплохо.

У Лены Радионовой короткая программа – фламенко. Но это не классический вариант, а современный – повеселее, чтобы порадовать публику артистизмом. Для произвольной, на контрасте, выбрали музыку Сергея Рахманинова. Скомбинировали несколько произведений. Как говорил герой одного известного фильма, решили «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира».

Произвольная программа Саши Прокловой – «Жар-Птица» Игоря Стравинского. Мне очень нравился танец Яны Хохловой и Сергея Новицкого, поэтому еще зимой я позвонила партнеру, спросила его мнение. Сергей в свое время нам помогал, знает всех ребят, поэтому сразу привез диск с музыкой. Я переговорила с Ирой Жук и Сашей Свининым, спросила, как они на это смотрят? Тренеры ответили, что не против. Правда, музыку мы немного изменили, но незначительно. Сделали программу, а потом узнали, что кто-то еще из наших фигуристов это же произведение вроде бы взял. Но от подобного никто не застрахован.

Короткая программа Саши поставлена на саундтрек к фильму «Шпион» Федора Бондарчука. Мой муж увидел видеоклип и подсказал. На мой взгляд, получилось интересно… Не буду рассказывать об остальных. В августе состоятся контрольные прокаты, так что ждать недолго.

Кто помогает вам в постановочной работе?

На этом сборе с нами работают новый хореограф Катя Тихонова; специалист по шагам, танцевальным элементам Сергей Вербилло; тренер нашей группы Денис Леушин. Одну из программ Лене Радионовой делал, как я уже сказала, Илья Авербух. Остальным ребятам ставила Елена Станиславовна Масленникова.

О ней я бы хотела рассказать подробнее. Сотрудничаем мы уже лет восемь. Елена Станиславовна – прекрасный специалист. Интеллигентный, порядочный, интеллектуальный человек, с точным и тонким вкусом. Она удачно сочетает опыт и новаторские идеи. Ее дочь Валерия Ланская – актриса театра и кино. Младшая Настя тоже очень талантливая девушка. По понятным причинам, Елена Станиславовна постоянно посещает спектакли, премьерные показы. Она в курсе последних веяний и течений. Отсюда и разноплановость ее постановок. Лучший показательный номер Лены Радионовой «Зомби», который всем так нравится, работа Масленниковой.

С Еленой Станиславовной у нас много общего, схожие взгляды. Но главное, мы дополняем друг друга. Порой она гасит мою бурную фантазию, направляет поток в нужное русло.

Единственное, с чем мы, к сожалению, сталкиваемся: Елена Станиславовна работает на «Ледниковом периоде» и очень занята. Поэтому она ставит программы и «пропадает» на полгода. А эту работу надо доводить до конца, нужен понимающий хореограф.

С этим есть проблемы?

Проблема в том, что нужен хореограф, который завершал работу, сохраняя первоначальный замысел. А нередко получается, что поставит Масленникова программу, в этой программе есть определенная идея, плохая, хорошая, но это наша задумка, которую хотелось бы донести. Однако у хореографа чаще всего свое видение и представление, в соответствии с которым он начинает все менять. Мы пытались привлекать хореографов во время постановок. Проговаривали, объясняли, показывали. И все равно на выходе получаются совершенно другие программы.

Сейчас пригласили Катю Тихонову. Надеемся, что все получится. Мне кажется, что Кате и самой интересно во все вникать.

Что самое сложное в работе над новыми программами?

Мелочей в таком деле не бывает. Абсолютно все детали играют важную роль. Но мне кажется, что подбор музыки – это очень большая работа для тренеров, которая подчас превращается в настоящие муки творчества. Специалистов, которые бы помогали на этом поприще, очень сложно найти. Например, таких, как Елена Станиславовна, или Филипп Чернов, который делает нам записи, аранжировки музыкальных произведений. Он безумно талантливый и очень востребованный. Пишет музыку к фильмам, передачам, спектаклям. Выкроить свободную минуту ему сложно. А если учесть, что все творческие люди – это люди ночи, поскольку работают по ночам, то наши графики не совпадают. Тренеры с раннего утра на льду. Но приходится приспосабливаться.

Как вы относитесь к подбору сюжетов? Например, когда юным спортсменам ставят программы на взрослые темы.

А где критерии? Даня Бернадинер катает программу на музыку мюзикла «Ромео и Джульетта». Дане 14 лет. А сколько было Ромео? И сколько процентов в этой постановке от реального произведения Шекспира? Скорее, это перевод на язык современной поп-культуры.

Фламенко – серьезная тема. Но в Испании даже трехлетние дети танцуют его. Танго называют «танец страсти». Но вместе с тем танго и народный танец. Или наша русская «Калинка», с которой выступали Ирина Роднина и Александр Зайцев, когда уже были опытными и титулованными спортсменами. А сейчас эту музыку берут 4-летние фигуристы. Так что же, сказать им: «Не трогайте! Дорастите сначала до уровня великих». Но такая логика – абсурд.

Если музыка по душе тренеру и спортсмену, это и есть главный критерий. Если музыка ведет, помогает выразить чувства, переживания, мысли, значит, бери и катай. Кто-то и в 20 лет не поймет произведение, скажем, Чайковского. Или поймет неправильно. А как правильно, что значит правильно? В творчестве часто нет ответов на такие вопросы.

Вас можно назвать тренером «новой волны», который вместе с учениками проходит стадии взросления. Думали, будет легче или сложнее?

Думала, будет хуже и сложнее, но никак не легче. Страшно прыгнуть в кипящий котел, но мы же прыгаем и варимся. Вроде бы и ничего. Если есть желание и цель, то на какие-то моменты не обращаешь внимания.

Недавно услышала мнение, что каждому тренеру, чьи ученики добились прогресса, надо давать шанс пройти весь путь снизу вверх. Да, это рискованно, требует финансовых затрат, то только так специалист сможет определить свой «профессиональный потолок». Согласны?

Согласна. Мне кажется, что бурный всплеск в нашем женском одиночном катании как раз связан с тем, что появились новые тренерские имена, специалисты, которые очень хотели и хотят работать, добиваться результата и имеют возможность реализовываться.

Но вместе с тем, я подумала еще вот о чем. Не знаю, как в других странах, у нас во главу всего поставлен спортсмен. Все движется вокруг него. Но ведь чемпиона делает тренер. И если тренер подготовил одного, то подготовит и других. Опыт и знания бесценны.

Со временем у каждого тренера возникает естественная потребность поделиться накопленной информацией, передать ее другим. Так почему бы не создать некий институт меценатства, кураторства (назовите это, как угодно), чтобы готовить не только спортсменов, но и тренеров. Согласитесь: одно дело сказать, «я горжусь, что воспитал плеяду спортсменов». И другое, что «помимо спортсменов, я поднял такие тренерские кадры, которые дали нам новых чемпионов и призеров». Это же круто! А как было бы классно, если спортсмена выводил на лед не только личный тренер, но и куратор группы – наставник тренера.

Понятно, что в этом вопросе далеко не все зависит от сознательности и желания. Должна быть выработана государственная политика в этом направлении, налажено взаимодействие с федерацией, внутри федерации.  У нас есть консультанты сборной, но кашу маслом не испортишь. В России еще столько талантливых и потрясающих специалистов и так много резервов.

У нас есть тренеры, которые уже всем все доказали. Их разработки, идеи давно описаны в учебниках, по которым учатся и работают тренеры во всем мире. Но одно дело книги, а другое – практические навыки, непосредственное общение, которое ничем не заменишь. Одними семинарами не обойтись. Надо изнутри знать проблемы сборной, каждой группы. Вникать, поддерживать, направлять, советовать и даже щелкать по носу… Вот это было бы супер! И если бы мы сохранили все это и наладили такую взаимосвязь, то нашу страну в фигурном катании было бы не догнать. Хотя, возможно, кто-то решит, что я рисую утопическую картину.

Ольга ЕРМОЛИНА

Фото Юлии КОМАРОВОЙ

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки